Меню сайта
Категории раздела
Уроки русского языка [60] Уроки литературы [232]
Подготовка к ОГЭ [42] Внеклассные мероприятия по русскому языку и литературе [22]
Теоретические и методические сведения [4] Подготовка к ЕГЭ [12]
Исследовательские проекты учащихся [10] Материалы для самостоятельной работы [65]
Диафильмы [15] Основы смыслового чтения [2]
Мини-чат
Наш опрос
Школьники переходят на дистанционное обучение. Как вы к этому относитесь?
Всего ответов: 38
Были в гостях
Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Исследовательские проекты учащихся

Исследовательский проект "Война 1812 года в поэзии М.Ю.Лермонтова"

I. Введение

 

2012 год – особый год для России. Именно 200 лет назад русские воины одержали победу в войне с Наполеоновской армией.

Событиям 1812 года принадлежит особое место в нашей истории. Не раз поднимался русский народ на защиту своей земли от захватчиков, приходивших и с запада, и с востока. Но никогда прежде угроза порабощения не порождала такого сплочения сил, такого духовного пробуждения нации, как это произошло в дни нашествия Наполеона.

Подвиг народа, отстоявшего независимость своей родины, повлек за собой не только крушение «кумира», подчинившего себе едва ли не всю Европу. Исторический масштаб событий, происшедших в 1812 году, так грандиозен, их эхо так долго и гулко отдавалось в последующие десятилетия, что сейчас даже трудно представить себе, какой относительно короткой в сравнении с длительностью последствий была Отечественная война, как стремительно сменяли друг друга картины этой исторической драмы.

Эпоха Отечественной войны оказала огромное влияние на развитие национальной культуры. Патриотический подъем, охвативший всё русское общество, пробудил интерес ко всему отечественному, народному, к истории России. С этой эпохой связано начало развития реалистического направления в литературе и искусстве.

События 1812г получили достойное отражение в поэзии и прозе, музыке и  изобразительном искусстве. Подвиг народа, тема Родины, так сильно зазвучавшая тогда, вдохновляли и вдохновляют поэтов, писателей, художников и музыкантов.

Яркое и глубокое отражение Отечественной войны 1812 года и ее главное событие - Бородинское сражение получили в литературе.

Первыми патриотический подвиг русского народа воспели писатели-современники. Все они  - от прославленных поэтов старшего поколения Державина и Карамзина до Пушкина и Дельвига. Находившихся в 1812г еще на школьной скамье, - так или иначе обращались в своем творчестве к событиям грозной поры.

Уже в ходе войны и в первые послевоенные годы поэзия с достаточной полнотой отразила взгляды, чувства и настроения эпохи.

Стихи тех лет проникнуты грозным дыханием войны. Поэзия становится боевым кличем. Горящим призывом к единодушному отпору врагу.

Ударьте по рукам,

Сплетитеся рука с рукою;

И верой, правдою святою

Клянитесь друг за друга стать –

с такими пламенными словами обратился к соотечественникам поэт А.Х.Востоков.

Многие писатели были не только свидетелями, но и прямыми участниками военных событий – В.А.Жуковский, Ф.Н.Глинка, П.А.Вяземский, В.Ф.Раевский, К.Н.Батюшков, К.Ф.Рылеев, Д.В.Давыдов и многие другие1. В своей работе я хочу рассказать о произведениях М.Ю.Лермонтова, который не был участником событий, но это не помешало ему ярко и красочно описать событий этой войны.

 

II. Тема войны в поэзии М.Ю.Лермонтова

 Михаил Юрьевич Лермонтов проявлял особый интерес к национальной истории, ища в ней богатырство духа, ярких личностей, которых им так не хватало в современниках. Молодое окружение поэта ни к чему не стремилось, среди них не было достойных людей, героев, поэтому Михаил Юрьевич искал их в русской истории.

Важнейшие события национальной истории - война 1812 года. В стихотворениях, посвященных этому событию, история противопоставлена современности. Поэт, родившийся в 1814 году, воспринимает войну 1812 года уже как историю, смотрит на нее не глазами потомка.

От брата бабушки, Афанасия Алексеевича Столыпина, героя Бородина, от гувернера, от тарханских крестьян, среди которых были ополченцы 1812 года, от старых солдат своего полка Лермонтов слышал рассказы о недавнем героическом прошлом и не раз обращался к теме Отечественной войны.

Битва при селе Бородино стала переломным моментом в ходе Отечественной войны 1812 года. Бесконечные мужество и отвага, проявленные русскими солдатами в этой битве, были отражены не только в исторических хрониках, но и в произведениях многих поэтов и писателей, вдохновленных великим подвигом своего народа. Михаил Юрьевич Лермонтов эту войну оценивал как  национально-освободительную, героическую войну.  В драме «Странный человек» студент Заруцкий восклицает: «А разве мы не доказали в 12 году, что мы русские? – такого примера не было от начала мира!»

 

1. «Поле Бородина».

«Поле Бородина» – патриотическое стихотворение, написанное не вслед за громкими одами, но в духе новой традиции, основоположником которой был Денис Давыдов. Личное знакомство Лермонтова с Давыдовым документально не подтверждено, но биографы, ссылаясь на косвенные материалы, полагают, что юный поэт мог встретить героя Отечественной войны в 1830 году у Афанасия Алексеевича Столыпина. Пребывание в гвардейском гусарском полку позволяло много узнать о гусаре Денисе Давыдове, чьи подвиги и удаль чтились среди гусарской молодежи.

Давыдов шел вслед Державину и песенной традиции конца XVIII века, которая была многим обязана тому же Державину. Предметом стихов Давыдова также стала будничная жизнь обыкновенного человека. Многое в застольных и военных песнях, которые печатались в песенниках, было для Давыдова близким – интерес не к батальной стороне войны, а к ее быту, не изображение героев и царей, а раскрытие чувств реального русского воина-офицера, его готовности искать славы на поле боя и веселья с друзьями после сражения. Привлекала Давыдова в этих застольных песнях и живая интонация рассказа, и бытовая и военная лексика, и, главное, оптимистический взгляд на жизнь героя.

Бесспорно отличное знание Лермонтовым стихов Давыдова – его военных песен и элегий. Творческая перекличка с этими песнями давно замечена в гусарских стихах Лермонтова. Вспомнились Лермонтову военные песни Давыдова и в 1831 году, когда он впервые решил написать военное стихотворение, посвященное великому событию Отечественной войны. «Поле Бородина» продолжало традицию сниженного изображения военной жизни и жарких сражений, созданную Денисом Давыдовым.

Тема «Бородина» занимала Лермонтова еще в 1830 – 1831 годы, когда он написал «Поле Бородина». Это был первый очерк, эскиз к стихотворению «Бородино». В начале 30-х годов Лермонтов мог написать свое «Поле Бородина» в условной, романтической манере. Рассказчик, от имени которого ведется повествование о великой битве 24 – 26 августа 1812 года, еще мало похож на простого русского солдата. Бой показан с точки зрения этого романтического рассказчика, лишенного определенных национальных и классовых черт; над всем преобладает его «я»: «Я вспомня леденею весь», «Перекрестился я», «Мой пал товарищ», «Душа от мщения тряслася, и пуля смерти пронеслася из моего ружья», «Я спорил о могильной сени». О значении исторической битвы М.Ю.Лермонтов говорил «высоким» стилем:

Что Чесма, Рымник и Полтава?

Я вспомня леденею весь,

Там души волновала слава,

Отчаяние было здесь.

«Поле Бородина», как и все ранние стихотворения, Лермонтов не напечатал. К теме Отечественной войны, к сражению под Москвой Лермонтов вернулся в 1836 году, написав стихотворение «Бородино». Это было программно новое произведение, которое явилось этапным в дальнейшем развитии творчества поэта.

 

2. «Бородино».

Стихотворение «Бородино» было написано на 25-летие Бородинской битвы. Юноша, современник поэта, спрашивает своего родственника о прошедшей войне:

Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?   

Старый солдат рассказывает о битве, вновь переживая все то, что было на поле боя. Впервые в русской литературе Лермонтов показывает ход событий глазами простого участника войны. В стихотворении появляются мотивы патриотизма, раскрывается русский национальный характер.

Что тут хитрить, пожалуй к бою;

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

 За родину свою.

Для М.Ю. Лермонтова народ - это совокупность сильных личностей.

Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри - не вы.

Солдат, ведущий   повествование, не один, он только выступает от имени всех. При этом  постоянно подчеркивает общность  патриотических целей:

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой...

Поэт постоянно подчеркивает общее отношение к войне, как к серьезному воинскому долгу. Это, пожалуй,  основное в стихотворении:  общность людей перед лицом врага.

Спокойный, неторопливый, полный сознания рассказ старого солдата точно воссоздает важнейшие эпизоды сражения.

Поэт был горд за свой народ, победивший в справедливой освободительной войне, но вместе с передовыми людьми старшего поколения ему было горько и стыдно за настоящее. Именно так определил основную идею этого стихотворения В.Г.Белинский: «Эта мысль – жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошедшему, столь полному славы и великих дел»1. Белинский также отметил реализм и народность «Бородина».

До Лермонтова Жуковский в знаменитом «Певце во стане русских воинов» (1812), воспевая героев Бородинского боя, остался в рамках традиционной оды; о солдатах, решивших исход героической битвы, он не сказал ни слова. Иначе подошел к этой теме  

Лермонтов, создавший образ простого русского человека, одного из многих, не отделяющего себя от народа. Образ солдата-рассказчика предопределил реализм и народность одного из лучших стихотворений Лермонтова, которое неслучайно стало впоследствии народной солдатской песней.   

«Бородино» - верх стилистической цельности и, отсюда, изо­бразительного совершенства. Сказался здесь, вероятно, и возмужавший талант Лермонтова, но главное, пожалуй, было все же в другом — в безграничных художественных возможностях, ко­торые открылись для поэзии с победой реализма. Пушкинского ре­ализма. Это был принципиально иной уровень художественного ос­воения действительности, принципиально иной тип поэтического мышления, гарантирующий неизмеримо большую полноту художе­ственного отражения, неизмеримо большее многообразие изобра­зительных средств. Этот новый уровень, достигнутый и утвер­жденный в творчестве Пушкина и Лермонтова, станет той отправной точкой, с которой начнется триумфальное шествие рус­ского реализма во второй половине XIX века.

 

3. «Два великана»

В этом стихотворении М.Ю.Лермонтова в аллегорической форме изображено поражение Наполеона в войне с Россией. Стихотворение написано в связи с 20-летием Отечественной войны 1812 г.

Стихотворение ориентировано на фольклор, в частности на солдатскую песню; это сказывается и в лексике («за горами, за долами», «хвать за вражеский венец»), и в особой «простоте» стиховой и синтаксической организации поэтической речи.

Чувством гордости за свой народ и свою родину проникнуто это юношеское стихотворение Лермонтова. «Старый русский великан» поджидает к себе «другого из далеких чуждых стран». «Русский витязь» - «старый русский великан» - спокоен, невозмутим, как будто заранее знает исход борьбы, по-богатырски могуч. Ему достаточно «тряхнуть головою», чтобы дерзкий пришелец оказался поверженным. Довершает представление о нем образная деталь: «в шапке золота литого», что уподобляет великана златоглавому Московскому Кремлю. «Великан» - воплощение силы всей Руси, но прежде всего Москвы, что не сдалась и не покорилась французам. Образ русского витязя монументален и величественен. Его спокойствие и внутренняя сила противопоставлены дерзким притязаниям пришельца. Сила же и храбрость «пришельца» - проявление безрассудной дерзости. В гордости, с какой Лермонтов пишет о победе «русского великана», проявляется его патриотизм, любовь к воинской славе отечества.

Обратившись к патриотической теме, Лермонтов противопоставил спокойную уверенность «старого русского великана» самонадеянной дерзости «трехнедельного удальца» из «чуждых стран». Но не только это. В конце стихотворения возникают образы бури, простора, пучины - излюбленные образы поэзии Лермонтова. Они заставляют вспомнить о трагичности последних дней Наполеона, его ссылке и гибели на острове Святой Елены. В таком отношении к поверженному проявляются новые грани лермонтовского мировоззрения - гуманность, снисхождение к побеждённому.

 

III. Заключение.

 Исторический масштаб событий, происшедших в 1812 го­ду, так грандиозен, их эхо так долго и гулко отдава­лось в последующие десятилетия, что сейчас даже трудно представить себе, какой относительно короткой в сравнении с длительностью последствий была Отечественная война, как стремительно сменяли друг друга картины этой истори­ческой драмы.

Поэтическая летопись Отечественной войны потому так богата и выразительна, что каждый, кто писал стихи о 1812 годе, вложил в них лучшее, что было в нем как в ху­дожнике. Михаил Юрьевич Лермонтов. Он в количественном отношении напи­сал о 1812 годе немного, но место, принадлежащее этим стихам и в его творчестве, и в литературе об Отечественной войне, трудно переоценить. Если Державин был первым, кто ощутил роль, сыгранную в дни Отечественной войны русским народом, то Лермонтов сумел взглянуть на эти события глазами народа, глазами простого человека. Одно­го этого было достаточно, чтобы сделать эти стихи уникаль­ным явлением для своего времени и особенно близкими нашему.

 «Бородино» было написано в канун 25-летия Отечествен­ной войны. За четверть века, отделяющую день великой бит­вы от лучшего из его поэтических воплощений, русская ли­тература прошла большой, богатый поисками и обретениями путь. И все это время не меркла память о подвиге, совер­шенном нашим народом в грозную пору 1812 года, не скуде­ли творческие силы поэтов, вновь и вновь обращаемые на то, чтоб рассказать о нем современникам и потомкам.    

Не случайно именно «Бородино» вошло в историю рус­ской литературы как самое значительное стихотворение, связанное с темой 1812 года.

IV. Список литературы

 

1. Белинский, т.IV, стр.503

2. Бородино, 1812 / Б.С.Абалихин. Л.П.Богданов. В.П.Бучнева и др. – М.: Мысль, 1987. – 383с.

3. Бородинское поле: 1812 год в русской поэзии /Сост.. предисл., коммент. и словарь Л.Г.Фризмана – М.: Дет.лит., 1984. – 254с.

4. М.Ю.Лермонтов в портретах, иллюстрациях, документах. Пособие для учителей: Ленинград, 1959, с. 16 – 17.

         5. 1812 год в русской поэзии и воспоминаниях современников / Сост. Н.Н.Акоповой и В.В.Бережкова; Вступ. Ст. О.Н.Михайлова; Прим. М.А.Бойцова. – М.: Правда, 1987. – 512с.
Категория: Исследовательские проекты учащихся | Добавил: tshepelenko (18.05.2013) | Автор: Шепеленко Татьяна Анатольевна E W
Просмотров: 6627 | Комментарии: 11 | Теги: Война 1812 года в поэзии М.Ю.Лермон | Рейтинг: 5.0/6
Всего комментариев: 2
2 AdrianMably  
0
я хотел бы поблагодарить вас за усилия, которые вы приложили приложили к написанию этого сайту. Я надеюсь увидеть такие же высококачественные сообщения в блоге от вас позже также. На самом деле, ваши творческие писательские способности побудили меня создать мой собственный блог прямо сейчас ;)
Также предлагаю глянуть мою страничку


https://jamesv741gjl2.livebloggs.com/profile анализатор текста привязки обратных ссылок

@gj33387

1 HannahMably  
0
У вас есть великолепно материал на этом веб-сайте. Посетите также мою страничку

https://m.tripit.com/uhp/redirect?redirect_url=https://hipolink.me/linksbuilding - проверьте наличие обратных ссылок
<a href=https://m.tvernails.ru:443/bitrix/redirect.php?goto=https://hipolink.me/linksbuilding>агентство по построению ссылок</a>
<a href=https://m.tvpodolsk.ru/bitrix/click.php?goto=https://hipolink.me/linksbuilding>"анимации которые могут отвлекать посетителя от главной цели сайта необходимо"</a>
https://m.ucm.be/sys/logoutAll.jsp?goback=https://hipolink.me/linksbuilding - пакеты для распространения пресс-релизов
<a href=https://m.verywed.com/redirect.php?url=https://hipolink.me/linksbuilding>ahrefs бесплатная проверка</a>
<a href=https://m.vn.envylook.com/member/login.html?noMemberOrder=&returnUrl=http%3a%2f%2fhipolink.me%2Flinksbuilding>поисковое продвижение спб</a>
https://m.wwu.beautynetkorea.com/member/login.html?returnUrl=https://hipolink.me/linksbuilding - контрольный лист кампании по построению ссылок для гостевого блога
<a href=https://m.xn----dtbbi3adk7eyd.xn--p1ai/bitrix/redirect.php?goto=https://hipolink.me/linksbuilding>семраш обозреватель сайтов</a>
<a href=https://m.xtep.com.cn/webapi/CpsDM.aspx?union_id=duomai&mid=10026&euid=53716335&to=http%3a%2f%2fhipolink.me%2Flinksbuilding>gmb в поисковой оптимизации</a>

yyy=@

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Проверка слова
Словари русского языка
www.gramota.ru
Прогноз погоды
Друзья сайта
  • Ucoz - бесплатный конструктор сайтов
  • Федеральный институт педагогических измерений.
  • Сайт Голдиной Л.В.
  • К уроку.ру
  • Педсовет.орг
  • Открытый класс
  • Кулинарные рецепты