Презентация
Стихотворение М.Ю.Лермонтова "Бородино"
в иллюстрациях В.Г.Шевченко
I. Введение.
15 октября 1814 года родился один из величайших поэтов человечества Михаил Юрьевич Лермонтов. Он погиб совсем молодым - ему не исполнилось ещё и двадцати семи лет. За свою короткую жизнь он создал множество гениальных творений. Но нет, пожалуй, среди них более популярного, чем стихотворение «Бородино».
Тема моего реферата – «Стихотворение «Бородино» в иллюстрациях В.Г.Шевченко». В своей работе я хочу рассказать о гениальном поэте и не менее гениальном художнике, проиллюстрировавшем стихотворение «Бородино».
Цель работы: показать талант художника, иллюстрации которого помогают юному поколению читателей глубже воспринять строки М.Ю.Лермонтова.
II. Стихотворение «Бородино» в иллюстрациях В.Г.Шевченко.
1. Стихотворение «Бородино».
Слово «Бородино» знает весь мир. Это название деревни, находящейся неподалёку от Москвы, на старой Смоленской дороге. Возле Бородина 5 сентября 1812 года произошла великая битва: русские войска под командованием фельдмаршала М.И.Кутузова нанесли поражение французской армии, которую возглавлял прославленный полководец - император Наполеон I.
Бородино - одна из величайших в истории битв, в которой решалась наша судьба - судьба народов России, Бородино - самый важный момент в ходе Отечественной войны 1812 года. В этом сражении с наивысшей силой проявился патриотический подъём русской армии и всего русского общества. Бородино - великое поражение Наполеона, начало его заката и окончательной гибели его «непобедимой» армии. Вот какой обширный и глубокий смысл вложил М.Ю.Лермонтов в заглавие своего стихотворения.
О великой битве рассказывает простой русский солдат. С восторгом вспоминает он, как в день Бородина русская армия поклялась головой постоять за родину, сломить натиск врага, преградить ему путь. И как сдержала в бою «клятву верности». В лице старого солдата Лермонтов изобразил главного героя войны - народ.
О многом сумел рассказать поэт в небольшом по размеру стихотворении. Тут и ночь перед сражением, и утро великой битвы, и призыв полковника умереть под Москвой, и наступление французов. И, наконец, победа:
Вот затрещали барабаны -
И отступили басурманы.
Старый солдат говорит, что русская армия так стремилась к скорейшей и полной победе, что
…Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять…
Этот непобедимый дух русского войска и сокрушил нашествие Наполеона.
Лермонтов родился, когда Отечественная война была окончена и победоносные русские войска уже находились в Париже. Но с детских лет он слышал рассказы об Отечественной войне и о знаменитом сражении.
По выходе из военной школы поэт вступил офицером в гвардейский полк. В полку служили солдаты, которым довелось участвовать в Бородинской битве: ведь служба солдатская в те времена продолжалась двадцать пять лет. Воспоминаниями о минувших сражениях бывалые воины охотно делились с новобранцами. Не случайно молодой солдат называет рассказчика «дядей». Это бойцы разных поколений.
Лермонтов не только изобразил битву так, как её мог увидеть и запомнить рядовой участник сражения - человек из народа, но и рассказал о ней простым языком, пересыпанным народными выражениями и прибаутками: «постой-ка, брат, мусью», «ну ж был денёк», «у наших ушки на макушке», «полковник наш рождён был хватом», «спит в земле сырой», «отступили басурманы». О неприятельской армии «дядя» говорит в единственном числе - по-народному: «французу отдана», «ликовал француз».
В стихотворении «Бородино» изображена самая гуща боя, показан ратный труд. До Лермонтова таких описаний в русской поэзии не было.
«Бородино» принадлежит к тем редким произведениям поэзии, которые много раз в жизни перечитывают взрослые люди и в то же время понимают и любят самые юные.
2. Биография художника.
Шевченко Владимир Гаврилович родился 12.03.1922 на Украине в крестьянской семье.
В 1937 году, после школы, поступает в Луганское художественное училище. Учился у Н.А.Яблонского, Н.К.Левченко, А.А.Фильберта.
Война прервала учебу. Служил в автомобильном полку. После войны завершил учебу в училище (диплом с отличием). В 1950 году поступил на графический факультет института имени И.Е.Репина Академии художеств СССР. Во время учебы прошел хорошую школу у наставников: С.В.Приселкова, Л.Ф.Овсянникова, Ю.М.Непринцева, М.А.Таранова. Учился на «отлично», пять лет был Сталинским стипендиатом. В 1956 году получает диплом с отличием за рисунки к авторской книге «Сюн и Кунг». На тему рисунков писатель Виталий Бианки пишет текст, и в 1957 году книжка выходит в издательстве «Детская литература». Это стало началом творческой деятельности в издательствах страны.
Большая часть произведений В.Г.Шевченко адресована детям и юношеству. Художник проиллюстрировал около 100 книг и 50 диафильмов. В их числе: «Сюн и Кунг», «Бородино», «Броненосец «Адмирал Ушаков»», «Полководец» и др. Среди диафильмов наиболее известны: «Робинзон Крузо», «Путешествия Гулливера», «Затерянный мир». Рисунки к некоторым книгам приобретены музеями Москвы, Севастополя, Санкт-Петербурга. Художник много работал в пейзаже, в основном в миниатюрном размере.
Участник многих городских, зональных, всесоюзных и зарубежных выставок. Ветеран войны и труда. Участник IV-V съездов художников России. Участвовал в работе Совета ветеранов творческого союза. Действительный Член Петровской Академии Наук и Искусства. Иллюстрации к книжке «Бородино» выдвигались на медаль им. М.Б.Грекова. Был выдвинут на звание Заслуженный художник России.
3. Иллюстрации к стихотворению «Бородино».
Написанное М.Ю.Лермонтовым к 25-й годовщине Бородинской битвы стихотворение «Бородино» вошло в сокровищницу отечественной литературы и стало бессмертным памятником подвигу простых русских людей. Рассказчик «Бородино» - старый солдат и дядя, а вместе с тем и сам поэт, и русский народ. В этом поэтическом повествовании Лермонтов блестяще передал доверительную разговорную интонацию, бесхитростную речь солдата, полную лукавого юмора, мудрости и истинной любви к отчизне. О своей работе над иллюстрациями к «Бородино» выдающийся художник-график В.Г.Шевченко писал так: «Решил сделать работу документальной, реалистичной... Несколько месяцев с карандашом и блокнотом изучал в библиотеках и музеях все, относящееся к этой грандиозной битве. Я по часам уже знал все фазы боя, с волнением ходил по Бородинскому полю... Книжку сделал, точно соблюдая все детали формы войск России и обмундирования разноплеменных войск Наполеона». Эти иллюстрации стали классическими, сразу после выхода книги (1978) она были приобретены Музеем-панорамой «Бородинская битва».
Владимир Гаврилович не только иллюстрировал стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино», но и готовил иллюстрации к диафильму. О том, как это было, рассказывает его дочь, Галина Ланк:
Я дочь художника, который всю жизнь рисовал Бородино.
Может показаться, что он только и делал, что рисовал-рисовал одно только Бородино. Нет, совсем нет. Тема Бородино, однажды появившись в его жизни, а это произошло на уроке литературы, когда читали стихотворение Лермонтова «Бородино», она его не отпускала. И как любой мальчишка, да еще наделенный могучим талантом, он стал рисовать бой, коней, пушки... Все то, что слышится в стихе, а потом и видится перед широко закрытыми глазами... а потом все это появлялось на бумаге...
Потом было художественное училище. В дипломный год - война. И прямо с колхозного поля, где ученики художественного училища помогали колхозникам, их отправили куда-то, чтобы формировать из них в дальнейшем военные подразделения для армии. До пункта назначения дошла половина. Остальные погибли от голода, жажды, болезней. Это был ужасный переход. Погибло 3 тысячи молодых парней. Отцу было тяжело вспоминать об этом и говорить, но он описал все это в своей книге-альбоме. Дальше была война, долгих 4 года. О ней отец редко вспоминал. Но много читал, размышлял, покупал книг, смотрел фильмов, переосмыслял.
После войны, восстановился в художественном училище, защитил диплом. Потом его попросили немного попреподавать. Он остался и был преподавателем, и доучивался. Отец учился всю жизнь.
Потом была Академия Художеств в Ленинграде. Успешная учеба - стипендиат. Он умудрялся сам жить на эту стипендию и помогать жене брата в Москве, которая осталась одна с маленьким ребенком на руках и с клеймом жены врага народа.
В академии отец перешел с живописи на графику. Его убедили, его уговорили это сделать и он никогда об этом не пожалел.
И вот в 1963 году ему предложили сделать диафильм «Бородино». Отец с радостью согласился. Начались походы по музеям, фотографирование экспонатов. Сидения в библиотеках. Ему помогала мама, его добрый ангел. Мама. Они любили друг друга всю жизнь. Отец любил маму до конца своей жизни. И это особая история.
И вот он диафильм «Бородино» готов! Потом появилась версия звукового «Бородино». Сейчас эта версия есть в интернете.
Потом отцу предложили сделать книжку для детей «Бородино».
Он с радостью согласился. И опять началась подготовительная работа. Теперь он уже сам ездил по музеям, ходил по библиотекам. Мама не могла ему помочь, она умерла. И отец теперь сам вгрызался в работу. Были неоднократные поездки в Москву на поле Бородино, где он бродил по полю, и все видел и слышал.
Были посещения Бородинской панорамы с великолепным Рубо, где ему разрешалось сидеть допоздна. И он с лупой и фотоаппаратом рассматривал шедевр великого художника. Напитывался, напитывался воздухом Бородино.
И вот иллюстрации готовы. Поездка в Москву для сдачи работы. Там начались какие-то доделки, попытки переделок, но отец стоял на своем - кресты не уберу, Наполеон - останется! Крови на поле не будет, книжка для детей!
Книга выдерживала многотысячные тиражи. Было несколько переизданий.
Бородинская панорама выкупила у отца оригиналы. Теперь они там, в Бородинской панораме рядом с почитаемым отцом Рубо.
Сейчас иллюстрации живут своей жизнью. Издатели обращаются ко мне за разрешением, я его даю - да, книга должна быть, да, такие рисунки должны жить.
В московском метро есть поезд-галерея. В одном вагоне висят отцовские репродукции.
Мой племяш, сын, той маленькой девочки, спасенной стипендией отца, часами просиживал в метро, дожидаясь поезда, чтобы сделать фотографии. Потом опять сидел и ждал поезд, чтобы опять попасть в нужный вагон. Потом дожидался когда схлынут толпы людей и можно будет подойти к работам. И вот только тогда он смог сделать фотографии.
Память - бесценна и вечна. Ура, тебе отец, ура! И слава!"
Заключение.
В заключение хочу отметить, что к стихотворению «Бородино» и в XIX, и в XX веке многие художники создавали иллюстрации. Но иллюстрации, созданные художником Владимиром Гавриловичем Шевченко, производят особое впечатление на читателя. Они оставляют неизгладимый след в душе каждого читающего, независимо от возраста. В своих иллюстрациях он смог очень точно передать дух патриотизма, отвагу русских солдат и полководцев, а также верность Отечеству. Не показывая кровопролитных сцен, Владимир Гаврилович умело воссоздал картину военных действий.
Уверен, что стихотворение М.Ю.Лермонтова "Бородино" с иллюстрациями В.Г.Шевченко будет волновать ещё не одно поколение читателей.
IV. Список литературы.
- http://www.booksreader.org/books/lermontov-mihail-yurevich/borodino#.VD0Z2Fe2DFw
- http://kidreader.ru/author/2332
- http://fantlab.ru/art2553
- http://www.proza.ru/2012/09/09/594
- http://diafilmy.su/709-shevchenko-vladimir-gavrilovich.html
- http://www.a4format.ru/photo.open.php?file=420a5cbf.jpg
- http://ilibrary.ru/text/2/p.1/index.html
- http://lermontov.info/biograf.shtml
|