Цели литературного образования в школе в рекомендуемых программах определены так:
1. Способствовать духовному становлению личности.
2. Формировать нравственные позиции личности.
3. Формировать эстетический вкус.
4. Научить ученика владеть речью в совершенстве.
Единый государственный экзамен по литературе включает в себя:
1. Анализ художественного текста (фрагмент эпического или драматического произведения).
2. Анализ лирического произведения.
Причем ученик в своих ответах должен дать как односложный, так и развернутый ответы.
Ученик, выполняя единый государственный экзамен по литературе, должен показать:
1. Глубину понимания проблемы.
2. Уровень владения теоретико-литературными знаниями.
К сожалению, не все учебники и программы готовят ученика к решению этих проблем.
Учебник-хрестоматия по литературе под редакцией Г.С.Меркина введен в нашей школе с 2007-2008 учебного года. Он состоит из двух частей в 5, 6, 7, 9, классах, в 8 классе представлены 3 части. В начале каждого раздела учебника помещена краткая теоретическая статья, которая готовит ученика к восприятию текста, сообщает необходимые сведения по биографии того или иного автора, по теории литературы. Так, перед изучением «Сказания о Белгородских колодцах» в 6 классе дана статья об особенностях древнерусской литературы, приводится высказывание Д.С.Лихачева (без которого древнерусская литература немыслима – на этом учитель делает особый акцент). Далее уделено внимание теории литературы (дается определение термина «сказание»). После этого ученик уже готов к восприятию текста. Положительным фактором является то, что учебники содержат интересный дополнительный материал.
В конце каждой темы есть такие разделы:
- для вас, любознательные
- пофантазируем
- живое слово
- теория литературы
- после уроков
- темы для рефератов, доклады
- тесты (в 5 классе)
Раздел «Для вас, любознательные» дает возможность учащимся расширить свои представления о писателе или поэте, о его произведении. После изучения баллады В.Жуковского «Светлана» представлены такие сведения:
Баллада «Светлана» представляет собой обработку сюжета баллады немецкого поэта Готфрида Августа Бюргера «Ленора».
Она предназначалась в качестве свадебного подарка племяннице Жуковского Александре Протасовой. «Светлана» не раз упоминается в стихотворения А.С.Пушкина. Свою любимую героиню Татьяну из романа «Евгений Онегин» Пушкин сравнивает со Светланой:
«Скажи, которая Татьяна?» -
Да та, которая грустна
И молчалива, как Светлана,
Вошла и села у окна.
Отрывок из «Светланы» «Раз в крещенский вечерок…» положен на музыку русским композитором А.Е.Варламовым.
Раздел «Пофантазируем» позволяет развивать творческие способности детей. После изучения древнерусской литературы для выполнения предлагается такое задание:
1. Вы прочитали несколько басен И.А.Крылова. Составьте кроссворд по изученной теме.
2. Попробуйте инсценировать одну из басен И.А.Крылова.
3. Проведите конкурс рисунков к текстам басен И.А.Крылова.
Раздел «После уроков» также позволяет развивать творческие способности детей. В этом разделе много занимательных и интересных заданий, которые ребята выполняют с удовольствием. После изучения жизненного и творческого пути М.Горького предлагается такое задание:
1. Подготовьте материал для заочной литературно-краеведческой экскурсии «Дорогами Максима Горького»
Все материалы расширяют кругозор обучающихся, дают стимул, активизируют детей, повышают их интерес.
Систематически выписывая в рабочую тетрадь термины, каждый ученик составляет словарь литературоведческих терминов.
Большое внимание в этом учебнике уделено лирическому произведению. Ученики 6 класса знакомятся с понятием стих, стопа, ритм, пиррихий, спондей.
Ученики 6 класса, изучая стихотворение М.Ю.Лермонтова «Тучи», самостоятельно (или с помощью учителя в слабых классах) выписывают сравнения, эпитеты, лексические повторы, риторические вопросы (с этими средствами художественной выразительности они знакомятся в 5 классе).
Теперь ребята знакомятся с понятием «композиция». Анализируя стихотворение, учитель подводит учеников к тому, что стихотворение «Тучи» построено на приеме противопоставления (свободному странничеству «туч» противопоставлено изгнанничество героя). Так ребята знакомятся еще с одним изобразительно-выразительным средством «антитеза».
Изучая стихотворение «Парус», на следующем уроке даем понятие «инверсия».
Ученик 6 класса уже имеет определенный набор знаний, умений, навыков для анализа лирического произведения. Начиная изучать стихотворение, ученики уже могут самостоятельно определить размер стихотворения и найти ряд изобразительно-выразительных средств. Поэтому, при изучении стихотворений, можно давать ученикам такие задания:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя.
1. Назовите автора стихотворения.
2. Определите стихотворный размер.
3. Какие изобразительно-выразительные средства вы встретили в этом стихотворении?
Подобные задания можно дать для самостоятельной работы или для работы в группе. Ученикам, имеющим «3» можно разрешить пользоваться записями и тетрадью. Задания могут быть и такими:
1. Составьте схему ямбической стопы. Как выглядит схема хорея. Подтвердите свой ответ примерами.
2. Определите размер стихотворений:
- «Опрятней модного паркета..»,
- «Мой первый друг, мой друг бесценный..»,
- «Мороз и солнце! День чудесный».
3. Дайте определение ямба и хорея.
После изучения басен И.А.Крылова можно дать такой тест (постепенно готовя учеников к сдаче экзамена в форме ЕГЭ):
1. Вывод в басне называется:
А) поучение
Б) мораль
В) наставление
Г) рассуждение
2. Определите название приема, характерного для басни:
А) иносказание
Б) заклинание
В) описание
Г) повторение
В заключение необходимо отметить, что материал в учебнике-хрестоматии располагается по хронологическому принципу. Предлагается концентрический на хронологической основе вариант построения курса с выходом на «линейное» рассмотрение историко-литературного материала в 9, 10, 11 классах. |