Меню сайта
Категории раздела
Уроки русского языка [60] Уроки литературы [232]
Подготовка к ОГЭ [42] Внеклассные мероприятия по русскому языку и литературе [22]
Теоретические и методические сведения [4] Подготовка к ЕГЭ [12]
Исследовательские проекты учащихся [10] Материалы для самостоятельной работы [64]
Диафильмы [15] Основы смыслового чтения [2]
Мини-чат
Наш опрос
Как вы относитесь к устному собеседованию по русскому языку?
Всего ответов: 90
Были в гостях
Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Уроки литературы

6 класс. "Уральские сказы" (по сказам П.П.Бажова)
«Эта книга дорога для меня тем,
что в ней удивительно чутко и проникновенно воплощена глубокая,
большая душа народа,
которого не сломило вековое рабство,
который нес в себе неугасимую правду и творческую красоту»
Ф.Гладков
 
Цель:
1) Познакомить учащихся с произведениями П.П.Бажова, расширить их представления о жанре сказа.
2) Развивать умение мысленно представлять себе написанное, сопоставлять иллюстрации с текстом.
3) Формировать уважение к людям труда, талантливым мастерам своего дела.
 
Оборудование: Портрет, выставка книг П.П.Бажова, фотографии изделий из малахита и других камней, выставка иллюстраций учащихся к сказам.
 
Предварительное задание: Прочитать сказы П.П.Бажова «Каменный цветок», «Горный мастер», «Хрупкая веточка», выполнить иллюстрации к понравившимся эпизодам.
 
В малахитовую шкатулку Хозяйка Медной горы положила свои драгоценности – украшения из самоцветных камней. Перед нами сейчас другая «Малахитовая шкатулка», и она ничуть не хуже: в ней собраны чудесные, яркие, увлекательные сказы Павла Петровича Бажова, уральского сказочника, настоящего мастера своего дела. Каждый его сказ – это маленькая драгоценная вещь. В ней столько добра и любви к людям. Как интересно он описывает обычаи и приметы старого Урала, его легенды и небылицы…
 
Бажов очень хорошо знал народную жизнь, так как он родился и жил в семье уральских горнорабочих.
 
Могучий горный хребет прорезает с севера на юг необозримые просторы русских равнин. Это Урал, в недрах которого хранятся несметные природные богатства: золото и драгоценные камни, медь и каменный уголь, мрамор и малахит. Еще при Петре Первом здесь были обоснованы первые заводы и рудники.
 
В семье мастера одного из таких заводов в 1879 году и родился будущий писатель Павел Петрович Бажов. Рос и развивался он в рабочей среде: видел и познавал нравы, обычаи уральских горнорабочих, людей суровых и упорных в труде, смелых на выдумку. В тихие вечерние часы заводский сторож в Полевском, один из хранителей горняцких былей и легенд, рассказывал ребятишкам о сказочном змее Полозе и его дочерях Змеевках, о Хозяйке Медной горы или Девке-Азовке. Что охраняют богатства уральских недр.
 
На Урале сама земля рождала легенды и сказки. Горщики, рудобои, медеплавильщики и камнерезы искали объяснения земляным богатствам и создавали легенды, в которых нашла поэтические отражение любовь русских людей к родной земле.
 
Ценой многих лишений постарались родители будущего писателя дать своему сыну образование, вывести его «в люди». Бажов стал народным учителем, и начинал свой трудовой путь в глухой уральской деревне. В течение пятнадцати лет Бажов каждый год во время школьных каникул пешком странствовал по родному краю, смотрел, «как люди живут», пытливо изучал труд камнерезов, сталеваров, литейщиков и многих других уральских мастеров, беседовал с ними о тайнах их ремесла, вел обширные записи, которые позже легли в основу многих его произведений. А писателем он стал в более чем зрелом возрасте: когда был опубликован его первый сказ – «Дорогое имечко» - автору исполнилось пятьдесят семь лет. Перед Великой Отечественной войной была напечатана самая известная книга сказов П.П.Бажова – «Малахитовая шкатулка», которая стала сразу же очень популярной. Вот и мы сегодня на уроке обратимся к некоторым сказам из этой прекрасной шкатулки, выполненной уральским мастером – Павлом Петровичем Бажовым.
 
Как вы думаете, что легло в основу этих сказов? (Детские впечатления Бажова от услышанного от старых мастеров, произведения фольклора, записанные будущим писателем во время странствий по родному краю)
 
На сегодняшнем уроке мы обратимся лишь к некоторым сказам Бажова, с которыми вы познакомились самостоятельно – к сказам «Каменный цветок», «Горный мастер», «Хрупкая веточка».
 
Задание 1 - «Самый внимательный чтец сказов П.П.Бажова»
Где и когда происходят события в сказах П.П.Бажова? (На Урале, вероятнее всего, в 19, иногда в 18 веке или без времени).
Почему П.П.Бажов назвал их сказами, а не сказками? (Сказы – о реальной жизни, лишь изредка обрамлены чудесами; персонажи и обычаи узнаваемы, историчны, обязательно чувствуется личность того, кто «сказывает», его отношение; сказ – устная форма речи, перенесенная в книгу). (Запись термина в рабочие тетради)
Что объединяет эти сказы? (Одни и те же герои, в них рассказывается о Даниле –мастере и его семье)
Кто является главными героями этих сказов? (Данила, старик Прокопьич, Катя, жена Данила, их сын Митя и другие)
Чем они занимаются? (Это рабочие-камнерезы)
Да, действительно, Бажов показал в этих сказах обычных рабочих. А есть ли в этих произведениях необычные герои? (Медной горы Хозяйка)
Какой вы ее себе представляете? Объясните свои рисунки. (Учащиеся устно представляют эту героиню)
А вот как рассказывает о ней автор в сказе «Медной горы хозяйка»: «Платье на ней – на Хозяйке-то – меняется. То оно блестит, будто стекло, то вдруг полиняет, а то алмазной осыпью засверкает, либо скрасна медным станет. Потом опять шелком зеленым отливает».
Учитель достает из стола «малахитовую шкатулку» (это может быть коробка, обклеенная зеленой бумагой). Посмотрите, ребята, что нам прислала Хозяйка уральских недр. Вынимает из шкатулки письмо, читает: «Очень радостно мне, ребята, что вы прочитали уральские сказы Павла Бажова. Если сумеете ответить на мои вопросы, покажу вам несметные богатства, выполненные уральскими мастерами… Хозяйка медной горы».
Ну что, ребята, попытаемся ответить на эти вопросы?
(Анализ содержания сказов)
Чем отличался Данила от своих сверстников в детстве? (Это был мальчик, стремящийся к красоте – часто задумывался, любовался картинками или украшениями, а затем научился играть на рожке прекрасные мелодии, которые затрагивали самые лучшие чувства окружающих)
Как оказался Данила в ученье у мастера Прокопьича? (После того, как из-за увлеченности игрой на рожке пастух - Данилка не досчитался нескольких коров, его отдали в обучение самому придирчивому и строгому мастеру Прокопьичу)
Как определил мастер, что у мальчика есть художественный талант? (В первый же день Данило объяснил Прокопьичу. Как следовало распилить камень, чтобы не нарушить узора)
В чем заключалось его мастерство? (Он мог в короткий срок изготовить прекрасные изделия из малахита, выполнял в точности заказы).
Был ли удовлетворен своей работой Данило? (Нет, он говорил: «То и горе, что похаять нечем. Гладко да ровно, узор чистый, резьба по чертежу, а красота где?») О чем он мечтал? (Он мечтал вырезать из камня цветок, чтобы он был, как живой)
Как попыталась помочь Даниле Хозяйка Медной горы? (Она помогла ему найти камень, из которого Данило решил сделать чашу в виде цветка)
Каким вы себе представляете каменный цветок? Объясните свои иллюстрации.
Прочитайте в тексте, как работал Данило над этой чашей (От слов «Ну и принялся Данилушко за тот камень» до слов «Это Данилушку и образумило») Почему же Данилу постигла неудача в его деле? Ответ на этот вопрос поможет нам найти сама Хозяйка Медной горы. Вспомните, что она сказала Даниле, познакомив его со своими богатствами. – «Кабы ты сам придумал, дала бы тебе такой камень, а теперь не могу». Данило хотел лишь подражать природе, не внеся в свое изделие собственной фантазии. Вот поэтому и не вышла у него чаша. Поэтому и столь горько для него разочарование в своей мечте. Поэтому и разбил он такую дорогую для него чашу – каменный цветок.
Какова же дальнейшая судьба Данилы и его невесты? Перескажите сказ «Горный мастер».
Кому передали свой талант и свое мастерство Данило и Катерина? Какова была судьба их сына Мити?
 
(Пересказ сказа «Хрупкая веточка»)
Почему этот сказ так назван, какой дополнительный смысл вложил автор в это словосочетание? («Хрупкая веточка» - беззащитность, хрупкость красоты, которую так легко затоптать, сломать)
Итак, кому же удается увидеть Хозяйку Медной горы, кому она открывает свои богатства? (Только людям, наделенным талантом и трудолюбием, бескорыстием и щедростью души) А как вы думаете, всегда ли счастливы эти люди? (Нет, далеко не всегда, очень часто они находятся в крепостной зависимости от своих хозяев, им приходится много трудиться ради хлеба насущного, а на творческую деятельность не остается ни времени, ни сил).
 
Задание 2 – конкурс «Отгадай сказ». (У ребят на листочках записано на одной стороне начало названия сказа, а они должны дописать окончание названия).
Малахитовая (шкатулка)
Каменный (цветок)
Горный (мастер)
Хрупкая (веточка)
Приказчиковы (подошвы)
Таюткино (зеркальце)
Золотой (волос)
Кошачьи (уши)
Чугунная (бабушка)
Голубая (змейка)
Синюшкин (колодец)
Серебряное (копытце)
Две (ящерки)
 
Задание 3 – конкурс «Словарик». (Необходимо объяснить значение непонятных слов, используемых в сказах)
Изробиться (изработаться, выбиться из сил)
Забедно (обидно)
Зарукавье (браслет)
Помучнеть (побледнеть)
Пословный (послушный)
Справный (хороший)
Басенькая (красивая)
Обуя (обувь)
Прииск (место добычи, рудник)
Смотник (сплетник)
Старатель (рабочий на прииске)
Хитник (обидчик)
Парун (жаркий день)
Тракт (дорога)
Чугунка (железная дорога)
Артуть-девка (бойкая девушка)
 
Подведение итогов, выставление оценок. Выводы. Прочитайте слова писателя Федора Гладкова, вынесенные в эпиграф к нашему року (Учащийся читает) В произведениях Бажова показана тяжелая, а порой и трагическая судьба талантливого русского народа. Бажов рассказал о необыкновенном душевном богатстве русских мастеров, не только о природных, но и творческих ресурсах нашей Родины. Ведь Медной горы Хозяйка – это не просто хранительница земных богатств, она символизирует еще и постоянные творческие стремления тех мастеров, кто эти богатства доносит до людей.
 
Посмотрим же, чем же хотела нас порадовать приславшая свои вопросы Хозяйка Медной горы. Да она, оказывается, решила показать нам сокровища, выполненные руками русских мастеров из холодного, мертвого камня. (Учитель показывает презентацию с изображением изделий из камня – Эрмитаж, Кремль, Оружейная палата).
Категория: Уроки литературы | Добавил: tshepelenko (30.01.2011) | Автор: Шепеленко Татьяна Анатольевна E W
Просмотров: 17454 | Комментарии: 2 | Теги: творчество П.П.Бажова, 6 класс, Уральские сказы, Урок литературы | Рейтинг: 5.0/12
Всего комментариев: 2
1 Лилия и Максим  
1
Здравствуйте, Татьяна Анатольевна! С Новым годом Вас!!!
Я очень рада, что нашла Ваш сайт.
Я мама сыночка Максима (5 лет 8 мес). Нам бабушка подарила на Новый год "Уральские сказы" П. Бажова. Мне Максим задал вопрос, на которые я не знаю что ответить... Может Вы знаете? Вопрос Максима: "Почему сказы, а не сказки?"... С уважением, Максим и мама Лилия

2 tshepelenko  
0
Здравствуйте Макисм и Лилия! Сказы – о реальной жизни, лишь изредка обрамлены чудесами; персонажи и обычаи узнаваемы, историчны, обязательно чувствуется личность того, кто «сказывает», его отношение; сказ – устная форма речи, перенесенная в книгу.Сказка – это древнейший жанр устного народно-поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое, произведение волшебного, авантюрного или бытового характера. Как и все народное искусство, сказка глубоко национальна, но в то же время большинство сказочных сюжетов встречается у многих народов мира. Если подобрать к слову сказка однокоренные слова, то в результате возникнет ряд слов, в определенной степени раскрывающий его смысл: сказка – рассказывать – сказывать. По сути сказка – то, что рассказывается, устный рассказ о чем-либо интересном как для исполнителя, так и для слушателя, несмотря на то, что она всегда ориентирована на вымысел, будь то нравоучительные рассказы о животных, волшебные сказки, авантюрные повести, сатирические анекдоты.

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Проверка слова
Словари русского языка
www.gramota.ru
Прогноз погоды
Друзья сайта
  • Ucoz - бесплатный конструктор сайтов
  • Федеральный институт педагогических измерений.
  • Сайт Голдиной Л.В.
  • К уроку.ру
  • Педсовет.орг
  • Открытый класс
  • Кулинарные рецепты