Меню сайта
Категории раздела
Уроки русского языка [60] Уроки литературы [232]
Подготовка к ОГЭ [42] Внеклассные мероприятия по русскому языку и литературе [22]
Теоретические и методические сведения [4] Подготовка к ЕГЭ [12]
Исследовательские проекты учащихся [10] Материалы для самостоятельной работы [65]
Диафильмы [16] Основы смыслового чтения [2]
Мини-чат
Наш опрос
Кому интересен мой сайт? Кто вы?
Всего ответов: 446
Были в гостях
html counterсчетчик посетителей сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Уроки литературы

7 класс. "Этот сказочный мир природы..." (по сказке-были М.М.Пришвина "Кладовая солнца")
«Если бы природа могла чувствовать
благодарность к человеку за то,
что он проник в ее тайную жизнь и воспел ее красоту,
то, прежде всего, эта благодарность выпала бы
на долю писателя Михаила Михайловича Пришвина»
К.Г.Паустовский
 
 
(Ребята делятся на две команды и по очереди отвечают на вопросы).
 
Цель:
1. Продолжить знакомство учащихся с творчеством М.М.Пришвина, выявить своеобразное сочетание фантастического и реального в этих произведениях.
2. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
Оборудование:
1. Выставка книг М.М.Пришвина, фотографии писателя, иллюстрации к произведениям.
2. Выставка рисунков учащихся к сказке-были.
3. Ветки разных растений.
4. Карточки с загадками.
 
Михаил Михайлович Пришвин - великий певец природы. Он любил природу и учил нас любить и охранять ее.
Михаил Михайлович Пришвин родился 4 февраля в имении Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии в семье купца. Провел здесь свое детство, приезжал и взрослым в родные места. Именно здесь открылась будущему писателю красота русских лугов, полей и лесов, музыка родного языка. Пришвин прошел большой трудовой путь, неутомимый путешественник, он исходил многие места нашей страны. М.М.Пришвин работал агрономом, корреспондентом, учителем в сельской школе, библиотекарем и даже директором школы.
С наступлением весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он умел видеть необыкновенное, волшебное в самом простом. «Записывая мои наблюдения о природе, - говорил он, - я записываю о жизни самого человека». Крестьянин Гусек научил будущего писателя понимать многие тайны природы. «Самое главное, чему я у него научился, - писал об этом человеке Пришвин, вспоминая свое детство, - пониманию, что все птицы разные, и зайцы, и кузнечики, и все животные существа тоже, как люди, между собой отличаются».
К писательскому творчеству М.М.Пришвин пришел уже в зрелом возрасте. Первая публикация появилась в детском журнале «Родник» в 1906 году. Однако лишь в 1925 году вышла его первая детская книжка «Матрешка в картошке». Затем увидели свет и другие произведения, в том числе и сказка-быль «Кладовая солнца».
Среди писателей Пришвин занимает особое место. Он написал множество охотничьих рассказов, прекрасных произведений о природе.
С ружьем за спиной, на плече – охотничья сумка, в которой блокнот и карандаш – так совершал свои путешествия в таинственную страну под названием «лес» Пришвин.
Прочитав «Кладовую солнца» Михаила Михайловича Пришвина, мы понимаем, как относился к природе этот писатель.
 
1 конкурс «Разминка»
1. С кем автор сравнивает Настю и Митрашу? (курочка и мужичок-в-мешочке)
2. Назовите фамилию ребят (Веселкины)
3. Какое у ребят было хозяйство? (корова, телка, коза, овцы, куры и поросенок)
4. Какое ремесло освоил в свои 10 лет Митраша? (бондарное)
5. Почему детей любили и уважали? (они всем помогали, справлялись со своим хозяйством, были дружны)
6. Какая клюква самая-самая хорошая? (перезимовавшая клюква считается самой сладкой)
 
2 конкурс «Черный ящик»
1. В ящике находится то, о чем говорит Митраша: «Он верней друга» (компас)
2. В ящике то, из-за чего Травка выбрала Настин след. (Хлеб)
 
3 конкурс «Дальше, дальше…»
1. Что взял с собой Митраша, собираясь в лес «по ягоду»? (Ружье, компас, топор, манок)
2. Что такое «палестинка»? (Палестинка в данном рассказе место, где росло много клюквы, урожайное место)
3. Откуда в болоте холмы-борины? (Когда-то это было древнее море, сохранились возвышенности – холмы, покрытые высоким бором, холмы были песчаные)
4. Какое слово пытались выговорить все птицы в лесу? («Здравствуйте! Доброе утро»)
5. О каких птицах рассказывает нам автор? (О выпи, глухаре, тетереве, вороне, сороке, дрозде, журавле, куропатке, крякве, снегире)
6. Какие два дерева стонали и выли на все Блудово болото, как живые существа? (Ель и сосна)
7. Отчего дети разошлись в лесу? (Они поссорились, выбирая дорогу: Настя хотела идти широкой проторенной, а Митраша – прямиком по компасу)
8. Какие птицы выясняли отношения рядом с ссорящимися братом и сестрой? (Тетерев и ворон)
9. Что случилось после ссоры и птичьей драки? (Нашли тучи и подул сильный ветер, словно природы была недовольна)
10. Кто и почему жил в картофельной яме у сторожки? (Собака Травка после смерти хозяина)
 
4 конкурс «Отгадай загадку»
Ребятам необходимо отгадать загадки о животных, растениях, рыбах. Загадки написаны на карточках. Чтобы было интереснее, карточки можно сделать в форме рыб, животных, листьев разных деревьев
1. Никто ее не пугает, а она дрожит (осина)
2. Платье потерялось, пуговки остались (рябина)
3. Сама холодная, а людей жжет (крапива)
4. Стоят в поле сестрички – желтый глазок, белые реснички (ромашки)
5. Мягок, а не пух, зелен, а не трава (мох)
6. Не солнце, не огонь, а светит (светлячок)
7. Без рук, без ног, на брюхе ползает (червяк)
8. Днем молчит, ночью кричит (филин)
9. Посередь деревьев кузницы куют (дятлы)
10. Не птица, а летает (летучая мышь)
11. Желанный гость с далекого края под окном живет (ласточка)
12. Вьется веревка, на конце головка (змея)
13. Какая птица и какой цветок судьбу предскажут? (кукушка и ромашка)
14. Лето за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит (грач)
15. Сижу на дереве: красная, как кровь, круглая, как шар, вкусная, как мед (вишня)
16. Выпуча глаза сидит, по-французски говорит, по-человечьи плавает (лягушка)
17. Две сестры весной зелены, к лету одна краснеет, другая чернеет (смородина)
18. Ниток много-много, а клубок не смотает, одежды себе не сошьет, а ткань всегда ткет (паук и паутина)
19. Не мышь, не птица, в лесу резвится, на деревьях живет и орешки грызет (белка)
20. Под соснами, под елками лежит клубок с иголками (еж)
 
5 конкурс «Конкурс капитанов»
1. Кто таков Серый Помещик? (Волк)
2. Что означают слова «собака скололась»? (Собака потеряла след, ходит по кругу)
3. Что и почему автор назвал «Кладовой солнца»? (Болото с запасами торфа – горячее солнце было матерью каждой травинки, каждой ягодки; они, умирая, сохраняли солнечное богатство под водой, и торф достается человеку в наследство от солнца)
4. Какие старушки обитали на болоте? (Елочки – хилые, слабые, скрюченные)
5. Как называется елань, в которую попал Митраша? Как он туда попал? Что это такое? (Елань – самое топкое место в болоте; «слепая» - потому что обычно ее не видно, а эта хитро «замаскировалась»; Митраша шел напрямик через болото по компасу, елань он не распознал)
6. Как ведет себя Митраша, оказавшись в болоте? (Тут же кладет ружье плашмя, опирается на него руками и головой и перестает двигаться; сначала он кричал, но перестал, понимая, что еще хуже себе делает)
7. Почему Настя забыла про брата? (Она попала на ягодное место)
8. Какие звери встретились Насте и Митраше в лесу? (Лось, волк, змея, заяц)
 
6 конкурс «Отгадай-ка»
Ребятам предлагается рассмотреть веточки разных растений и отгадать их названия.
 
7 конкурс «Последний рывок»
1. Почему Травка пошла с детьми? (Она решила, что это ее новый «Антипыч», хозяин)
2. Кто рассказывает нам всю эту историю? (Геологи, изучавшие Блудово болото и жившие в той же деревне, что и дети)
3. Как были использованы ягоды? (Настя отдала их в детдом эвакуированным из Ленинграда)
4. Какой смысл, по-вашему, М.М.Пришвин вкладывает в название повести? (Он пишет о несметных богатствах, хранящиеся даже в таких местах, как страшное Блудово болото. Нет в природе ничего «вредного, злого, глупого», все в ней соразмерно)
 
Ребята, давайте вернемся к эпиграфу. Как вы понимаете слова К.Г.Паустовского? (Писатель умел очень внимательно всматриваться в окружающую природу, а затем в своих произведениях щедро раскрывал тайны и красоты естественного мира для своих читателей. В основе большинства из его рассказов реальные жизненные факты, о каждом из них он мог бы поведать целую историю.)
Ребята, понравилась ли вам сказка-быль М.М.Пришвина «Кладовая солнца»? Посмотрите, в нашем черном ящике лежит письмо, обращенное к вам: «Дорогие ребята! Я думаю, что вы разобрались в моей сказке-были. Поверьте, все, что вы узнали сегодня, не выдумка. Все это я взял из жизни, из своих наблюдений за природой, за повадками и жизнью животных и растений. Берегите природу и охраняйте все живое, иначе вам будет неинтересно жить. С уважением к вам, писатель М.М.Пришвин».
И нам с вами, ребята, пришла пора подводить итоги. Какие чувства вызвала в вас сказка-быль «Кладовая солнца»?
Есть люди, которые до конца своих дней не утрачивают дара восхищения миром. Никакие бури и трудности человеческого пути не могут повлиять на впечатлительность их нестареющей натуры. К таким людям принадлежал Михаил Михайлович Пришвин. Как ни на минуту он не мог отложить в сторону перо, так ни на миг не мог перестать радоваться жизни. Ее богатства находил он повсюду, где бы ни побывал и что бы ни увидел. Пришвин был писателем в такой степени в такой степени, что его невозможно представить себе без пера в руке, а в последние годы - не склоненным над пишущей машинке.
Книги Пришвина отличает не только любовь к природе. Природу в русской литературе любили и живописали многие писатели. Но пример такого органического слияния с природой, как это чувствуешь в книгах Пришвина, не сразу подберешь. Пришвин знал тайну слова. Он мог беседовать с листком или былинкой, и их ответ на его речь всегда казался закономерным и правдиво преданным.
И.В.Гете писал: «Природа – единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания». И если вы хотите научиться видеть в природе все самое интересное, относитесь к ней, как писатель М.М.Пришвин.
Категория: Уроки литературы | Добавил: tshepelenko (30.01.2011) | Автор: Шепеленко Татьяна Анатольевна E W
Просмотров: 19407 | Теги: Кладовая солнца, 7 класс, М.М.Пришвин, Урок литературы | Рейтинг: 5.0/8
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Проверка слова
Словари русского языка
www.gramota.ru
Прогноз погоды
Друзья сайта
  • Ucoz - бесплатный конструктор сайтов
  • Федеральный институт педагогических измерений.
  • Сайт Голдиной Л.В.
  • К уроку.ру
  • Педсовет.орг
  • Открытый класс
  • Кулинарные рецепты