Презентация
1 слайд
Ведущий 1: 5 сентября 2012 года исполняется 195
лет со дня рождения русского писателя, поэта, драматурга Алексея Константиновича
Толстого (1817-1875). Наша сегодняшняя встреча посвящена этому событию.
2 слайд
Биография
Ведущий 2: Алексей Константинович
Толстой родился 5 сентября 1817 года в Санкт-Петербурге. Мать его, красавица
Анна Алексеевна Перовская, воспитанница графа А.К.Разумовского, вышла в 1816 г. замуж за пожилого
вдовца графа Константина Петровича Толстого. Брак был несчастлив; между
супругами скоро произошел открытый разрыв.
3 слайд
Ведущий 3: Мать Толстого сразу же после
рождения ребенка оставила мужа и с шестинедельным младенцем уехала из
Петербурга в Черниговскую губернию, в имение своего брата А.А.Перовского.
Талантливый и прекрасно образованный человек, известный в 20-30-е годы прозаик,
публиковавшийся под псевдонимом Антоний Погорельский, Перовский заботливо и
умело руководил воспитанием племянника. «Мое
детство было очень счастливо и оставило во мне одни только светлые
воспоминания. Единственный сын, не имевший никаких товарищей для игр и
наделенный весьма живым воображением, я очень рано привык к мечтательности,
вскоре превратившейся в ярко выраженную склонность к поэзии… С шестилетнего
возраста я начал марать бумагу и писать стихи – настолько поразили мое
воображение некоторые произведения наших лучших поэтов», - писал за год до
смерти Алексей Константинович.
Ведущий 1: Вместе с Перовским Толстой
путешествовал по Германии и Италии, посетил летом 1827г знаменитого немецкого
поэта Иоганна Вольфганга Гёте, подарившего мальчику кусок бивня мамонта с
собственноручно сделанным на нем рисунком. Благодаря Перовскому первые
стихотворные опыты Толстого были переданы на суд В.А.Жуковскому. У Перовского в
Петербурге видел Толстой и Пушкина, запомнив на всю жизнь его удивительный
смех.
Ведущий 2: По признанию Алексея Константиновича, он с самого раннего
детства чувствовал влечение к искусству – музыке, живописи, поэзии, но его
родные прочили ему блестящую карьеру. По их настоянию в 1834г Толстой поступил
на службу в Московский архив Министерства иностранных дел, затем служил при
русском посольстве в немецком городе Франкуфурте0на-Майне. В 1843г Толстой стал
камер-юнкером. А после Крымской войны, в которой он участвовал, записавшись
добровольцем в Стрелковый полк, Александр II произвел его во флигель-адъютанты.
4 слайд
Ведущий 3: Хотя светская жизнь
нравилась Толстому, служба при царском дворе мешала ему почувствовать себя
«вполне художником». В начале 50-х годов Толстой сетовал: «Я родился художником, но все обстоятельства и вся моя жизнь до сих пор
противились тому, чтобы я сделался вполне художником». Он хотел всецело отдаться
творчеству, но не мог – «как работать для искусства, когда слышишь со всех
сторон слова: служба, чин, вицмундир, начальство и тому подобное». Несколько
раз Толстой пытался получить отставку, но безрезультатно.
5 слайд
Любовь
Ведущий 1: Долго не складывается и его
личная жизнь. Первое серьезное чувство Толстого было к Елене Мещерской. Однако
когда Алексей просит у матери позволения сделать понравившейся ему девушке
предложение, Анна Алексеевна своего благословения не дает. Алексей остается
холостяком.
Ведущий 2: Эта ситуация в разных
вариациях повторяется в течение многих лет: сердечная склонность Толстого к той
или иной девушке пресекается матерью, то прямо выражающей свое несогласие с
выбором сына, то незаметно устраивающей необходимость срочного отъезда Алексея
или за границу, или к кому-то из родственников. Анна Алексеевна весьма строго
контролирует жизнь Алексея, старается, чтобы он всегда был при ней (Алексей
Константинович возит ее в театры и на концерты, они вместе посещают ее подруг),
а если он уезжает куда-то без нее, она не ложится спать, пока он не вернется.
Алексея такая «семейная» жизнь, кажется, не очень тяготит – он воспитан в
послушании и любви к своей матери. Этой идиллии, однако, не суждено
продолжаться вечно - Толстой, наконец, встречает ту, отношениями с которой он
не готов пожертвовать с такой легкостью. Тем более что в ней он с первых же
дней знакомства видит не только привлекательную женщину, но и ту, кого
по-церковнославянски именуют «подружием»: соратницу, спутницу на жизненном
пути. И прежде всего – помощницу на пути творческом.
6 слайд
Ведущий 1: Именно ей, Софье Андреевне
Миллер, посвящает А.К.Толстой стихотворение
«Средь шумного бала», которое станет одним из лучших в русской любовной лирике.
В нем ничего не придумано, все так, как было:
Чтец:
Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты.
Лишь очи печально глядели,
А голос так дивно звучал,
Как звон отдаленной свирели,
Как моря играющий вал.
Мне стан твой понравился тонкий
И весь твой задумчивый вид;
А смех твой, и грустный и звонкий,
С тех пор в моем сердце звучит.
В часы одинокие ночи
Люблю я. усталый, прилечь —
Я вижу печальные очи,
Я слышу веселую речь;
И грустно я так засыпаю,
И в грезах неведомых сплю...
Люблю ли тебя — я не знаю,
Но кажется мне, что люблю!
7 слайд
Ведущий 3: «Я еще ничего не сделал - меня никогда не
поддерживали и всегда обескураживали, я очень ленив, это правда, но я чувствую,
что я мог бы сделать что-нибудь хорошее, - лишь бы мне быть уверенным, что я
найду артистическое эхо, - и теперь я его нашел… это ты. Если я буду знать, что
ты интересуешься моим писанием, я буду прилежнее и лучше работать», - писал он
Софье Андреевне Миллер в самом начале их знакомства. Отношения их складывались
непросто: муж, от которого Софи уже ушла, все равно не давал ей развода, а мать
Алексея, как и во всех предыдущих случаях, была настроена резко против
избранницы сына. Видя, что прежние уловки не действуют и намерения сына
серьезные, Анна Алексеевна решила действовать в открытую. В один вечер она
пересказала Алексею все слухи и сплетни, которые были связаны с именем его
возлюбленной. Выслушав мать, Алексей Константинович бросил все и кинулся в
Смальково - усадьбу Софьи Андреевны, чтобы узнать правду из ее собственных уст.
8 слайд
Ведущий 1: Откровенный разговор не
разрушил их отношения, а напротив, сблизил влюбленных, ибо у Алексея
Константиновича было доброе, мягкое сердце, способное жалеть и прощать.
Ведущий 2: Спустя несколько лет, во
время войны, Толстой заболел тифом и Софья Андреевна, невзирая на опасность
заразиться, выходила его, буквально вытащив с того света.
Ведущий 3: Последние годы жизни матери
Алексей Константинович разрывался между ней и Софией. Несмотря на все трудности
и недопонимание, несмотря на деспотизм Анны Алексеевны, они с матерью были
очень близки, он привык делиться с ней радостями и горестями, он действительно
искренне любил ту, которая с его рождения посвятила ему всю свою жизнь, и когда
в 1857 году Анна Александровна умерла, Алексей был безутешен. Но ее смерть
наконец позволила соединиться влюбленным – они стали жить вместе. Однако муж
дал Софии развод только спустя несколько лет – они обвенчались в 1863 году. Своих
детей у влюбленных не было, но они очень любили и привечали чужих, например,
племянника Андрейку, к которому Толстой относился как к собственному сыну.
Ведущий 1: Любовь Алексея
Константиновича и Софьи Алексеевны с годами не ослабела, и письма Толстого,
написанные жене в последние годы его жизни, дышат той же нежностью, что и
строки первых лет их общения.
9 слайд
Ведущий 2: Получив в 1861г долгожданную
отставку, Толстой уехал из Петербурга и жил в своих имениях: то в Пустыньке под
Петербургом, то в Красном Роге в Черниговской губернии.
10 слайд
Ведущий 1: Однако вскоре начались новые
невзгоды: в середине 60-х годов у Толстого появляются мучительные головные
боли, он страдает от приступов астмы. И это силач, который в юные годы,
несмотря на обманчивую внешность (с белокурыми волосами и румянцем во всю щёку,
он походил на красную девицу), мог вгонять пальцем в стену гвозди, разгибать
подковы! И это страстный охотник, ходивший на медведя! В пятьдесят восемь лет
Толстого не стало: пытаясь облегчить невыносимые страдания, он ввел себе
слишком большую дозу морфия.
Творчество
11 слайд
Ведущий 3: Стихи Толстой начал сочинять
очень рано. «Мои первые опыты, - вспоминал поэт, - были, без сомнения, нелепы,
но в метрическом отношении они отличались безупречностью». Мастерством стиха Толстой дорожил всегда, хотя
критики иногда и упрекали его то за
«плохую» (неточную) рифму, то за неудачный, слишком прозаический, на их взгляд,
оборот речи. Между тем именно благодаря этим «недочетам» и создается
впечатление импровизации, поэзия Толстого приобретает особую живость и
задушевность. Эту особенность своего творчества понимал и сам Толстой: «Некоторые вещи должны быть чеканными, иные
же имеют право и даже не должны быть чеканными, иначе они покажутся холодными».
Ведущий 1: В конце 30-х - начале 40-х
годов написаны (на французском языке) два фантастических рассказа - «Семья
вурдалака» и «Встреча через триста лет». В мае 1841 года Толстой впервые
выступил в печати, издав отдельной книгой, под псевдонимом «Краснорогский» (от
названия имения Красный Рог), фантастическую повесть «Упырь». Весьма благожелательно
отозвался о повести В.Г.Белинский, увидевший в ней «все признаки еще слишком
молодого, но, тем не менее, замечательного дарования».
12 слайд
Ведущий 2: С публикацией своих стихов
Толстой не спешил. Первая крупная подборка его стихотворений появилась только в
1854 г
на страницах некрасовского «Современника», а единственный прижизненный сборник
вышел в 1867г. В него вошли многие теперь широко известные стихи
Чтец:
Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Темно-голубые?
И о чем звените вы
В день веселый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая?
(«Колокольчики мои…»).
13 слайд
Ведущий 3: Как считал сам Толстой, его
склонности к поэзии необыкновенно способствовала природа, среди которой он
вырос: «Воздух и вид наших больших лесов, страстно любимых мною, произвели на
меня глубокое впечатление. Наложившее отпечаток на мой характер и на мою
жизнь…» Восхищение великолепием родной земли отчетливо слышится в стихах
Толстого, особенно в го пейзажной лирике. Ярки и сочны краски его стихотворных
зарисовок
Чтец:
Винтовку сняв с гвоздя, я оставляю дом,
Иду меж озимей, чернеющей дорогой,
Смотрю на кучу скирд, на сломанный забор,
На пруд и мельницу, на дикий косогор,
На берег ручейка болотисто-отлогий
И в ближний лес вхожу. Там покрасневший
клен,
Еще
зеленый дуб и желтые березы
Печально на меня свои стряхают слезы;
Но далее я иду, в мечтанья погружен,
И виснут надо мной полунагие сучья,
А мысли между тем слагаются в созвучья…
(«Когда природа вся трепещет и сияет…»).
Ведущий 1: Толстого привлекают в
природе самые простые и даже невзрачные картины. «В каждом шорохе растенья и в каждом трепете листа» поэту слышится
«иное значенье», «видна иная красота!» Поэт глядит «с любовию на землю», но
душа просится выше, к тем далям, о которых невозможно поведать «на ежедневном
языке». В земном мире Толстой, как и романтики, видит отблеск вечной,
Божественной красоты и любви.
Ведущий 2: Конечно, такое религиозное,
почти мистическое понимание любви как проявления Божественного начала, не
исключало любви обыкновенной, земной. При чтении стихотворений Толстого
возникает ощущение, что это дневник – так автобиографичен его лирический герой, человек
глубоко эмоциональный, напряженно переживающий страдания и радости, так
конкретен женский образ, полный грусти, тоски и печали. Поэт счастлив открыть
любимой все свои чувства, готов разделить с ней ее боль и переживания:
Чтец:
Слушая
повесть твою, полюбил я тебя, моя радость!
Жизнью твоею я жил, и слезами твоими я
плакал;
Мысленно вместе с тобой прострадал я
минувшие годы,
Всё перечувствовал вместе с тобой, и печаль
и надежды,
Многое больно мне было, во многом тебя
упрекнул я;
Но позабыть не хочу ни ошибок твоих, ни
страданий;
Дороги мне твои слезы и дорого каждое слово!
Бедное вижу в тебе я дитя, без отца, без
опоры;
Рано познала ты горе, обман и людское
злословье,
Рано под тяжестью бед твои преломилися силы!
Бедное ты деревцо, поникшее долу головкой!
Ты прислонися ко мне, деревцо, к зеленому
вязу:
Ты прислонися ко мне, я стою надежно и
прочно!
(«Слушая повесть твою, полюбил я тебя, моя
радость!»)
Ведущий 3: Любовь для Толстого не тихое
безмятежное чувство. Она приносит влюбленным не только радости, но и горькие
переживания, заставляя их тосковать в разлуке, мучиться от напрасной ревности.
Страшиться людского осуждения
Тебя так любят все; один твой тихий вид
Всех делает добрей и с жизнию мирит.
Но ты грустна, в тебе есть скрытое мученье,
В душе твой ласковый всегда так робок взор
И очи грустные так молят о прощенье,
Как будто солнца свет, и вешние цветы,
И тень в полдневный зной, и шепот по
дубравам,
И даже воздух тот, которым дышишь ты,
Всё кажется тебе стяжанием неправым?
(«Тебя так любят все; один твой тихий вид…»)
И тем не менее
любовь, несмотря на все сопутствующие ей горечи и терзания, - главный источник
творческого вдохновения и единственное спасение от «пошлой жизни» с ее
«житейским вихрем»
Минула страсть, и пыл ее тревожный
Уже не мучит сердца моего,
Но разлюбить тебя мне невозможно!
Всё, что не ты, - так суетно и ложно,
Всё, что не ты, - бесцветно и мертво.
(«Минула страсть, и пыл ее тревожный…»)
В своей лирике
Толстой любит обращаться за образами, словесными формулами к народной поэзии.
Отсюда частое сравнение явлений природы с человеческой жизнью, отсюда особая
напевность, особый язык. Близкий к народной песне:
И не знаю я, и не ведаю,
Как назвать тебя, как прикликати.
Много цветиков во чистом поле,
Много звезд горит по поднебесью,
А назвать-то их нету умения,
Распознать-то их нету силушки.
Полюбив тебя, я не спрашивал,
Не разгадывал, не распытывал;
Полюбив тебя, я махнул рукой,
Очертил свою буйну голову!
(«Ты не спрашивай, не распытывай»).
«Гуслярный звон»
Любовь к
народному творчеству, интерес к фольклору отразились не только в лирических
стихотворениях Толстого. Обращение поэта к былине, к излюбленному романтиками
жанру баллады также во многом объясняется его вниманием к русской народной
поэзии, к ее древним корням. В былине «Илья Муромец» (1871г) Толстой воскрешает
образ знаменитого богатыря, «дедушки Ильи», жаждущего даже в старости свободы и
независимости и поэтому покидающего княжеский двор Владимира Красное Солнышко:
«…Правду молвить, для княжого
Не гожусь двора,
Погулять по свету снова
Без того пора.
Не терплю богатых сеней,
Мраморных тех плит;
От царьградских от курений
Голова болит;
Душно в Киеве, что в скрине, -
Только киснет кровь,
Государыне-пустыне
Поклонюся вновь!
Вновь изведаю я, старый,
Воюшку мою –
Ну же, ну, шагай, чубарый,
Уносю Илью!»
Рисуя героев
Киевской Руси, Толстой восхищается их
мужеством, самоотверженностью и патриотизмом, но не забывает, что это живые
люди, готовые любить и радоваться красоте мира. Потому многие его баллады и
былины звучат задушевно, а их персонажи привлекательны, как, например, богатырь
Алеша Попович, сумевший песней завоевать взаимность прекрасной царевны:
Звуки льются, звуки тают:
То не ветер ли во ржи?
Не крылами ль задевают
Медный колокол стрижи?
………………………………
Любит он иль лицемерит –
Для нее то все равно,
Этим звукам сердце верит
И дрожит, побеждено.
(«Алеша Попович»)
Толстой пишет
баллады и былины не только по мотивам народного былинного эпоса, обращается он
и к русской истории. В балладах Толстой любуется старыми обрядами и обычаями
(«Сватовство», 1871г), воспевает русский характер, который не могло изменить
даже монголо-татарское иго («Змей Тугарин», 1867г).
Алексей
Константинович Толстой пробовал свое перо не только в жанре поэзии. Образ
Козьмы Пруткова и его знаменитых афоризмов – это Толстой с двоюродными братьями
Алексеем, Александром и Владимиром Жемчужниковыми. Его перу принадлежат
известные пьесы исторического содержания «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор
Иоаннович», «Царь Борис». Сатира Толстого поражала своей смелостью и озорством.
Уже простое
перечисление направлений литературного творчества А.К.Толстого показывает, с
каким крупным мастером мы соприкоснулись сегодня, сколь широко простиралось его
художественное слово.
Сегодня мы
познакомились с личностью Алексея Константиновича Толстого. В честь 195
годовщины его рождения мы проводим конкурс чтецов.
(Приглашаются
участники конкурса) Подведение итогов конкурса.
|