Меню сайта
Категории раздела
Уроки русского языка [60] Уроки литературы [232]
Подготовка к ОГЭ [42] Внеклассные мероприятия по русскому языку и литературе [22]
Теоретические и методические сведения [4] Подготовка к ЕГЭ [12]
Исследовательские проекты учащихся [10] Материалы для самостоятельной работы [66]
Диафильмы [16] Основы смыслового чтения [2]
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 616
Были в гостях
html counterсчетчик посетителей сайта
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Уроки русского языка

5 класс. "Путешествие в сказочную страну" (Буквы З-С на конце приставок)
Презентация

В сказках Пушкина отразился

богатый, народный и красочный мир фантазии

 

Ход урока

 

I.                  Вступительное слово.

Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы с вами совершим путешествие в сказочную страну. Будем говорить о чудесных жителях страны Лукоморья.

 

2 слайд

II.               Работа со слайдом.

Посмотрите, пожалуйста, на могучий волшебный дуб и вспомните, в каком произведении какого автора мы встречаемся с его описанием (Поэма «Руслан и Людмила» А.С.Пушкина)

- Можете ли вы прочитать строчки из поэмы?

У лукоморья дуб зеленый;

Златая  цепь на дубе том.

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом.

Идет направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит

 

Лукоморье – таинственная сказочная страна. Совершая путешествие, мы попробуем открыть её тайны. И в этом нам поможет кот-сказочник.

 

Вот этот кот-волшебник поведет нас в чудесный мир сказок А.С. Пушкина. В этой чудесной стране мы встречаемся с интересными морфемами. Не простые это морфемы, а с з – с  на конце.

 

3 слайд

Прочитайте записанные слова.

Беззвучный, бесцветный, испечь, издать. Никакой закономерности вы не заметили?

Когда же пишется з, когда с на конце приставок?

Учащиеся выводят правило.

 

4 слайд

Работа с учебником.

Бе                  Глухие

Ра       C      с, т, п, к,

И                  х, ч, ш,

Во                ф, ц

 

Бе                Звонкие

Ра       З       б, в, г, д,

И                  ж, з, л,

Во                м, н, р

А теперь обратимся к учебнику, откройте, пожалуйста, учебник и прочитайте еще раз правило.

А теперь повернитесь друг к другу и попробуйте рассказать правило своему товарищу, а он вам.

Молодцы! Ребята, волшебному коту понравились ваши ответы, и теперь он предлагает нам встретиться с героями пушкинских сказок. Сейчас, я буду читать отрывки из известных вам сказок, а вы попробуйте отгадать, из какой сказки отрывок, найти слово на изученную орфограмму…

 

5 слайд

1. Море вздуется бурливо

Закипит, поднимет вой

Хлынет на берег пустой

         (Вздуется)      

 

6 слайд

2. Но царевна молодая

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла

Поднялась и расцвела

                                  

7 слайд

3. Вдруг раздался легкий звон

И в глазах у всей столицы

Петушок вспорхнул со спицы.

 

8 слайд

4. Смилуйся, государыня рыбка

Пуще прежнего старуха вздурилась.

 

9 слайд

5. Испугался бесенок. Да к деду

Рассказывать про Балдову победу.

 

Молодцы, ребята, кот очень рад, что вы так хорошо знаете сказки Пушкина.

Но чудеса продолжаются.

  

Наше следующее задание – решение теста.

10 – 12 слайды

 

Вот и подходит к концу наше путешествие. Но не все тайны лукоморья мы открыли, поэтому кот-сказочник прощается с вами ненадолго. На следующих уроках вы продолжите приключения в сказочную страну.

  

Заключение. Портрет-эпиграф.

В стихотворении Н.Матвеевой есть такие строки: «Когда потеряют значенья слова и предметы, на землю для их вдохновенья приходят поэты. Вот таким удивительным поэтом и был А.С.Пушкин, поэтому в сказках его отразился богатый и сказочный мир народной фантазии.

Спасибо, ребята за урок.

 

Если осталось время, можно загадать загадки.

А теперь поиграем: (назвать слово с изученной орфограммой)

Загадки.

1) Кланяется, кланяется, придет домой – растянется (топор).

2) Белый камешек растаял, на доске следы оставил (мел).

3) Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает (книга).

4) Не по рыбам, а сети расставляет (паук).

5) В новой стене, в круглом окне. Днем стекло разбито, за ночь вставлено (прорубь).

6) Узловат Кузьма, развязать нельзя (цепь).

7) Рассыпался горох на 70 дорог.

Никто его не подберет

Ни царь, ни царица, не прекрасная девица (град).

8) Железный нос в землю врос

Роет, копает, землю разрыхляет (плуг).

 

Домашнее задание.

Категория: Уроки русского языка | Добавил: tshepelenko (11.04.2012) | Автор: Шепеленко Татьяна Анатольевна E
Просмотров: 3611 | Комментарии: 1 | Теги: З-С на конце приставок | Рейтинг: 5.0/14
Всего комментариев: 1
1 Татьяна  
0
интересные задания. не всё, но отдельные куски возьму на вооружение

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Проверка слова
Словари русского языка
www.gramota.ru
Прогноз погоды
Друзья сайта
  • Ucoz - бесплатный конструктор сайтов
  • Федеральный институт педагогических измерений.
  • Сайт Голдиной Л.В.
  • К уроку.ру
  • Педсовет.орг
  • Открытый класс
  • Кулинарные рецепты