Меню сайта
Категории раздела
Уроки русского языка [60] Уроки литературы [232]
Подготовка к ОГЭ [42] Внеклассные мероприятия по русскому языку и литературе [22]
Теоретические и методические сведения [4] Подготовка к ЕГЭ [12]
Исследовательские проекты учащихся [10] Материалы для самостоятельной работы [66]
Диафильмы [16] Основы смыслового чтения [2]
Мини-чат
Наш опрос
Как вы относитесь к устному собеседованию по русскому языку?
Всего ответов: 90
Были в гостях
html counterсчетчик посетителей сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Уроки русского языка

8 класс. "Эти непростые односоставные предложения..." (обобщающий урок)
Презентация

Цель урока: определение уровня овладения теоретическими знаниями и способами познавательной деятельности по теме.

 

Задачи:

- повторить материал по теме и увидеть своеобразие односоставных предложений;

- развивать эстетический вкус,

- повышать культурный уровень через обращение к образцовым текстам А.С.Пушкина,

- расширить представление о личности А.С.Пушкина, его роли в развитии русского литературного языка,

- формировать умение строить устное высказывание в форме выступления.

 

Урок посвящен А.С.Пушкину. Параллельно на уроках литературы ученики изучают повесть «Капитанская дочка». На этом уроке расширится представление учеников и роли А.С.Пушкина в развитии русского литературного языка.

 

Подготовительная работа: творческое домашнее задание (выписать из повести «Капитанская дочка» виды односоставных предложений); индивидуальные сообщения о роли А.С.Пушкина в развитии русского литературного языка.

 

Оборудование: цветные карточки, толковые словари, компьютеры, медиапроектор.

 

 «Береги честь смолоду».

 

Организационный момент.

Вступительное слово учителя:

В поисках смысла

В каждом параграфе, в каждом рассказе

В сказке и в песне, даже во фразе –

Ты только вдумайся,

Только всмотрись –

Кроется самая главная мысль.

Строчка за строчкой,

Фраза за фразой –

Ты только вдумайся,

Только всмотрись –

Откроется самая главная мысль!

 

- Перед вами на столах лежат цветные карточки: красная, синяя, зеленая. Посмотрите на них внимательно и выберите ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно  сейчас. Красный цвет – вы полны энергии, готовы активно работать. Зеленый цвет – вы спокойны. Синиц цвет – вы испытываете чувство тревоги, беспокойства.

- Итак, переходим к работе. Запишем сегодняшнее число.

 

2 слайд

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску (слайд). Там написан эпиграф к нашему уроку. Давайте его прочтем. («Береги честь смолоду»)

- Как вы понимаете данное высказывание?

(Ответы учеников)

- Эта пословица является эпиграфом к повести, с которой мы познакомились на уроках литературы. Кто вспомнит название этой повести? («Капитанская дочка»)

- Автор этой повести Александр Сергеевич Пушкин. На нашем сегодняшнем уроке мы еще не раз будем говорить об этом великом русском человеке.

- Запишем пословицу в наших тетрадях. Произведем синтаксический разбор этого предложения. (Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, односоставное, определенно-личное, распространенное)

 

3 слайд

- Обратите внимание на тему урока

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

(Определение цели урока)

 

4 слайд

Работа с теоретическим материалом

- Ребята, давайте вспомним, на какие группы делятся односоставные предложения (по наличию в них главных членов предложений)

- Какие группы односоставных предложений с главным членом сказуемым нам известны?

- Какие группы односоставных предложений с главным членом подлежащим нам известны?

- Итак, перед нами схема «Односоставные предложения». Нам предстоит ответить на несколько вопросов:

1. Какие предложения называются односоставными?

2. Чем они отличаются от двусоставных?

3. Чем отличаются назывные предложения от других односоставных?

4. Что объединяет определенно-личные, неопределенно-личные и безличные предложения?

 

5 слайд

Работа в группах

Нам предстоит работа в группах. У каждой группы будет свое задание. Оно определено на листке, который вы выберете. Нам необходимо вспомнить сведения о группах односоставных предложений и в течение 10 минут создать презентацию, ответив в ней на следующие вопросы (слайд):

1. Тип односоставного предложения.

2. Способ выражения подлежащего.

3. Способ выражения сказуемого.

4. Пример предложения.

Дома вы должны были выбрать односоставные предложения из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Именно этими примеры вам надо использовать.

Представление презентаций, ответы учащихся.

1 презентация – определенно-личные предложения

(Запись предложения в тетрадях и работа с ними)

Прибегаю к вам, зная, что вы всякому человеку готовы помочь. Молю Бога, чтоб это письмо как-нибудь до вас дошло! Остаюсь вам покорная бедная сирота Марья Миронова.

2 презентация – неопределенно-личные предложения

(Запись предложения в тетрадях и работа с ними)

Тому лет двадцать из полка перевели нас сюда. С тех пор уж не палим из проклятой пушки. Народ повалил на площадь, нас погнали туда же.

3 презентация – безличные предложения

(Запись предложения в тетрадях и работа с ними)

Смеркалось. Было темно, хоть глаз выколи. Уж рассветало.

4 презентация – назывные предложения

(Запись предложения в тетрадях и работа с ними)

Беда. Буран. Вот ее мысли, ее чувства.

 

Работа с лексическим значением слова (толковые словари)

В повести А.С.Пушкина мы встречаем такие строки:

Наконец отец сказал: «Вот тебе письмо к Андрею Карловичу, моему старинному приятелю и другу. Ты едешь  служить под его начальством».

- В этом отрывке мы встречаем слово «друг». В «Капитанской дочке» Александр Сергеевич говорит о настоящей дружбе. Скажите мне, пожалуйста, каково лексическое значение этих слов? Можно ли назвать «другом» любого человека? Почему?

Обратимся к толковому словарю и найдем определение слов друг, дружба.

Друг – это человек, который связан с кем-нибудь дружбой. (Не имей сто рублей, а имей сто друзей)

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

А теперь давайте подумаем и подберем слова, которые характеризуют друга, говорят, каким должен быть друг, и запишем их в столбик

 

6 слайд

Д – добрый

Р – решительный

У – умный

Г - гостеприимный

- А теперь давайте вспомним, что такое синонимы?

- Подберите синонимы к слову «друг» (приятель, товарищ и др.)

- А какое же слово будет антонимом к слову «друг»? (враг)

 

7 слайд

- В русском языке очень много пословиц о дружбе. На доске записана первая часть пословиц. Вам нужно вспомнить вторую часть.

1. Старый друг… (лучше новых двух).

2. Друга на деньги… (не купишь).

3. Друзья познаются… (в беде).

4. Крепкую дружбу и… (топором не разрубишь).

5. Скажи мне, кто твой друг, … (и я скажу, кто ты).

6. С кем поведешься, … (от того и наберешься).

Задания:

- найти слова с чередующейся гласной в корне (наберешься)

- найти слова с чередующейся согласной в корне (друг – дружба, скажи - сказать)

- найти словосочетание, построенное на основе подчинительной связи согласование (старый друг, крепкую дружбу, твой друг)

- найти словосочетание, построенное на основе подчинительной связи управление (не купишь на деньги, не разрубишь топором, познаются в беде, скажи мне)

 

Индивидуальное сообщение

А.С.Пушкин, кроме того, что был замечательным поэтом и писателем, сыграл большую роль в развитии русского литературного языка.

Язык Пушкина. Он не был дан ему в готовом виде, а формировался на протяжении всего творчества сознательными усилиями поэта.

Крупнейшие писатели 18в так или иначе придерживались теории трех штилей.

Резкий отход от языковых норм предшествующей поэзии происходит у Пушкина уже за год до окончания лицея. Пушкин начал усваивать и осваивать в поэзии различные стили разговорной речи того времени. Разговорная речь еще не устоялась, не существовало ее норм.

Гениальность А.С.Пушкина состояла в том, что он сумел овладеть всей стихией действующего языка, выбрать из нее все живое и вошедшее в речь и соединить в органическое целое.

Языковая реформа Пушкина происходит на азе «среднего» стиля. Расширяется сфера литературного применения этого стиля, он оказывается пригодным и для трагедии, и для оды, и для элегии.

Пожалуй, самой трудной задачей, стоявшей перед Пушкиным, было освоение огромного массива просторечия и народных говоров. Без решения этой задачи нельзя было выполнить грандиозный пушкинский план создания единого национального литературного языка, лишенного сословной и местной ограниченности.

Перед Пушкиным была очень разнообразная языковая действительность – наречия сословные, профессиональные, областные. Соотнести все это, выделить ценное, слить в единое целое – поистине титанический труд, требовавший огромных знаний и гениальной интуиции.

Сохраняя все, что накопила литературная традиция к его времени, он видит перспективу развития литературного языка в его соединении с простонародностью. Пушкин назвал язык стихией, данной нам для сообщения мыслей. Гармонически соединивший все названные начала, язык Пушкина чрезвычайно богат и разнообразен.

Пушкин преодолел время. Его язык утвердился в качестве нормы и образца русского всенародного литературного языка. Он оставил нам великое сокровище – упорядоченную и смиренную стихию для сообщения любых мыслей и чувств.

 

Тестирование

В завершении урока мы проведем небольшое тестирование. Бланки с заданиями у вас на столе. Время выполнения работы – 7 минут.

8, 9 слайды

А1. Найдите среди предложений односоставное.

1. Не плачь ты попусту.

2. Часам к двум пополудни началась гроза.

3. Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя.

4. Тротуары заливают асфальтом.

А2. Определите тип предложения Тропинки в лесу замело снегом.

1. Двусоставное.

2. Определенно-личное.

3. Безличное.

4. Неопределенно-личное.

А3. Найдите безличное предложение.

1. Еще не успевшая остыть земля излучала тепло.

2. Газеты приносят утром.

3. Ему подвели белого коня, украшенного богатой сбруей.

4. Похолодало.

А4. Найдите неопределенно-личное предложение.

1. Меня снова привели к самозванцу и поставили перед ним на колени.

2. В классе тепло.

3. Дарую тебе волю.

4. Распахни мне объятья свои, густолистый развесистый лес.

А5. Найдите определенно-личное предложение.

1. Веет с поля ночная прохлада.

2. Уже смеркалось и в комнате  стало темно.

3. Дарую тебе волю.

4. Хорошо в зимнем лесу!

 

10 слайд (Проверка)

 

 

А1

А2

А3

А4

А5

1

 

 

 

+

 

2

 

 

 

 

 

3

 

+

 

 

+

4

+

 

+

 

 

 

Без ошибок – «5»

Одна ошибка – «4»

Две ошибки – «3»

Самооценка

 

- Обратите внимание на доску и произведите самопроверку.

 

Подведение итогов работы

- Что мы повторили сегодня?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Чему научились?

- Какой этап урока показался самым интересным?

- Что было трудно?

- Выберите из карточек ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас.

 

11 слайд

Домашнее задание

Используя односоставные предложения, напишите сочинение-рассуждение на одну из вечных тем: "Любовь", "Верность Родине", "Предательство", затрагиваемых А.С.Пушкиным в повести "Капитанская дочка".




Категория: Уроки русского языка | Добавил: tshepelenko (10.04.2012) | Автор: Шепеленко Татьяна Анатольевна E
Просмотров: 14255 | Комментарии: 2 | Теги: односоставные предложения (обобщающ | Рейтинг: 4.6/8
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Проверка слова
Словари русского языка
www.gramota.ru
Прогноз погоды
Друзья сайта
  • Ucoz - бесплатный конструктор сайтов
  • Федеральный институт педагогических измерений.
  • Сайт Голдиной Л.В.
  • К уроку.ру
  • Педсовет.орг
  • Открытый класс
  • Кулинарные рецепты