Презентация
I. Введение.
15 октября 1814 года родился один из величайших поэтов человечества Михаил Юрьевич Лермонтов. В этом году наша страна отмечает 200-летний юбилей со дня рождения поэта. Он погиб совсем молодым - ему не исполнилось ещё и двадцати семи лет. За свою короткую жизнь он создал множество гениальных творений. В курсе литературы за 7 класс мы изучаем «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
Тема моей работы – «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» в иллюстрациях И.Я.Билибина. В своей работе я хочу рассказать о гениальном поэте и не менее гениальном художнике, проиллюстрировавшем его «Песню…»
Цель работы: показать талант художника, иллюстрации которого помогают юному поколению читателей глубже воспринять строки М.Ю.Лермонтова.
II. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» в иллюстрациях И.Я.Билибина
1. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
«Песня про царя Ивана Васильевича…» - историческая поэма, написанная М.Ю.Лермонтовым в 1837г. Белинский писал: «Лермонтов в «Песне…» как будто современник этой эпохи, принял условия её грубой и дикой общественности, со всеми её оттенками, как будто бы никогда и не знавал о других…»
В этом произведении нет идеализации прошлого. В «Песне…» торжествует правда, правда истории, удивительно подобранных лиц, из которых каждое – тип и вместе с тем неповторимая человеческая индивидуальность. Но не только это. История в «Песне…» проходит перед нами в богатстве и роскоши щедро разбросанных подробностей жизни и быта, которые в сочетании с героями образуют целостную историческую картину.
В каждом герое поэмы поражает прежде всего сила и цельность характера. Грозный, Калашников, Кирибеевич – это люди, представленные поэтом крупным планом. Но их цельность и полнота не однолинейны: в каждом бушует, затухает и возгорается с новой силой пожар страстей. Горе, печаль, подозрение, радость, надежда и отчаяние, уверенность, страх – всё это может пройти целым циклом за одну минуту.
Образ Лермонтовского Грозного отличается от образов, созданных другими писателями русской литературы. Его Грозный суров, остроумен, грозен, гневен, весел, спокоен, жесток, но в своей жестокости справедлив, а в справедливости опять-таки жесток. До и после Лермонтова никто так Грозного не писал. Великий художник вводит нас в самую «механику» чувств Грозного, не только изображает «диалектику» его души, но и показывает обстоятельства, которые сделали Грозного грозным.
Автор искусно вводит нас в самую суть политической борьбы времен Грозного, которая много объясняет в его характере и поведении. Грозный Лермонтова – это сложная, богатая, противоречивая и объяснённая в своей сложности личность. Здесь нет ничего предвзятого, здесь всё в естественном развитии действия объясняет самое себя. Здесь всё дышит историей, всё живет историей.
Говоря о героях «Песни…», нужно заметить, что они отличаются не только богатством содержания, но и тем, что каждый из них несёт в себе себя другого, своё продолжение как некое отрицание. Поэтому каждый лермонтовский образ есть некое противоречие. У Лермонтова в «Песне…» герои не делятся на положительных и отрицательных. Кирибеевич нагл, преступен, дерзок, но он ласков, нежен, готов на самоотверженность и самопожертвование. Грозный – неисчерпаем. Алёна Дмитриевна послушна, покорна, верна обрядам и обычаям старины.
Сочувствие автора отдано Степану Калашникову, защитнику законов патриархальной эпохи, по которым жил в то время народ. В поединке с Кирибеевичем купец отстаивает не только своё достоинство, свою честь, свои личные права, но и общенародные моральные нормы.
2. Биография художника.
Иван Яковлевич Билибин - русский художник, книжный иллюстратор и театральный оформитель, участник объединения «Мир искусства».
Родился 4 августа 1876г в селе Тарховка (близ Петербурга). Сын военно-морского врача, потомок древнего рода, И.Я.Билибин предполагал стать юристом и закончил полный курс юридического факультета Петербургского университета. Но одновременно занимался в Рисовальной школе, в мастерской А.Ашбэ в Мюнхене, в школе М.К.Тенишевой у И.Е.Репина. Уже исполнив первые работы для журнала (1899) и став в следующем году членом объединения «Мир искусства», он продолжал учебу вольнослушателем в мастерской И.Е.Репина.
Известность Билибину принесли иллюстрации к русским народным сказкам, издававшимся для детей: «Царевна-лягушка» (1901), «Василиса Прекрасная» (1902), «Марья Моревна» (1903). За ними последовали иллюстрации к другим сказкам, былинам, а также к сказкам А.С.Пушкина, среди которых выделялись иллюстрации к «Вольге» (1904) и к «Сказке о золотом петушке» (1910). Русской сказочной теме художник посвятил все свое творчество, серьезно для того подготовившись: много ездил по России, особенно по Северу, с интересом изучал русское народное и декоративное искусство.
Билибин рано выработал свой графический стиль, основанный на тщательно прорисованном и подробном узорчатом контурном рисунке, расцвеченном акварелью.
Стиль этот получил название «билибинский», сделался популярным и породил немало подражаний. Сам художник перенес его из иллюстраций к сказкам в журнальную и промышленную графику (открытки, рекламные плакаты, календари и пр.), а также в политическую карикатуру, которой занимался в годы первой русской революции. Его же он использовал и в своих театральных работах, тем более что Билибину предпочитали заказывать декорации к спектаклям на темы русских сказок или русской старины.
Он оформил оперные спектакли «Золотой петушок» (1909) и «Садко» (1914) Н.А.Римского-Корсакова, «Руслан и Людмила» М.И.Глинки (1913) и стал признанным театральным художником.
В разгар революционных событий, осенью 1917 г., Билибин уехал из Петрограда в Крым, где владел участком земли, а в начале 1920 г. ему удалось добраться до Египта. Он жил сначала в Каире, потом в Александрии - оформлял балетные спектакли для труппы Анны Павловой, делал эскизы росписей для православного храма. В 1925 г. переехал в Париж, где интенсивно работал - оформил 10 спектаклей, среди которых наибольшую известность приобрели оперы «Сказка о царе Салтане» (1929) и «Сказание о граде Китеже и деве Февронии» (1934) Н.А.Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А.П.Бородина, «Борис Годунов» М.П.Мусоргского (обе 1930), а также иллюстрировал народные сказки, в том числе и французские. В 1936 г. Билибин вернулся на родину и был хорошо принят. Он получил место профессора графической мастерской ИЖСА в Ленинграде, в 1939 г. стал доктором искусствоведения. Тогда же художник оформил спектакли «Сказка о царе Салтане» (1937) и «Полководец Суворов» (1939), выполнил иллюстрации к роману А.Н.Толстого «Петр I» (1937) и к «Песне про купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова (1939).
В первую же блокадную зиму в Ленинграде Билибин умер от голода. Похоронен в братской могиле профессоров Академии художеств возле Смоленского кладбища.
3. Иллюстрации к «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
В 1944г в Москве вышло великолепно оформленное издание с иллюстрациями Ивана Билибина. Рисунки Ивана Яковлевича Билибина удивительно гармонично дополняют поэму Михаила Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова". Билибин не просто создал живые и яркие образы героев, его иллюстрации будто переносят читателя в XVI век - время царствования грозного царя Ивана Васильевича. Чёрно-белые изображения и строгость линий, характерная для старинных гравюр, подчёркивают драматизм событий, разворачивающихся на страницах книги, и усиливают ощущение их исторической достоверности.
Иллюстрации художника выполнены мастерски, живые и выразительные.
Особенно мне запомнилась иллюстрация «Кулачный бой». Художник изобразил момент перед началом боя. Спиной к зрителям стоит Киребеевич, напротив него – Калашников. Его лицо выражает упорство и решимость. Тщательно выписаны все детали костюма бойцов, убранство шатра, из которого смотрит царь, башня Московского Кремля вдалеке.
Художник сосредотачивает внимание на динамике картины.
Заключение.
В заключение хочу отметить, что к «Песне…» и в XIX, и в XX веке многие художники создавали иллюстрации. Но иллюстрации, созданные художником Ивановм Яковлевичем Билибиным, производят особое впечатление на читателя. Они оставляют неизгладимый след в душе каждого читающего, независимо от возраста. В своих иллюстрациях он смог точно передать не только внешний облик, но и характер каждого героя «Песни…».
Уверена, что «Песня..» М.Ю.Лермонтова с иллюстрациями И.Я.Билибина будут волновать ещё не одно поколение читателей.
IV. Список литературы.
- http://www.labirint.ru/screenshot/goods/280956/19/
- http://all-drawings.livejournal.com/198994.html
- http://www.artsait.ru/art/b/bilibin/main.htm
- http://fantlab.ru/art2951
- http://spisok-literaturi.ru/books/pesnya-pro-tsarya-ivana-vasilevicha-molodogo-oprichnika-i-udalogo-kuptsa-kalashnikova_7822749.html
- http://art.liim.ru/hr/hr38_09.html
- http://literature.area7.ru/?m=791
- Справочник школьника. - М.: Слово, 1997г
|