Меню сайта
Категории раздела
Уроки русского языка [60] Уроки литературы [232]
Подготовка к ОГЭ [42] Внеклассные мероприятия по русскому языку и литературе [22]
Теоретические и методические сведения [4] Подготовка к ЕГЭ [12]
Исследовательские проекты учащихся [10] Материалы для самостоятельной работы [65]
Диафильмы [16] Основы смыслового чтения [2]
Мини-чат
Наш опрос
Как вы относитесь к устному собеседованию по русскому языку?
Всего ответов: 90
Были в гостях
html counterсчетчик посетителей сайта
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Уроки литературы

6 класс. М.Пришвин "Кладовая солнца"

Презентация

2 слайд

«Думаешь – чудеса далеко,

А они тут рядом»

3 слайд

Всю жизнь бродил он по лесам

Деревьев знал язык.

Птиц различал по голосам

Знакомый мне старик.

Всегда он ведал наперёд

Средь сосен и дубрав,

Где слаще ягода растёт

И где полно грибов.

Никто не мог так передать

Красы полей и рек,

И так о лесе рассказать,

Как этот человек.

Михаил Михайлович Пришвин родился в 1873 году в селе Хрущёво Елецкого уезда Орловской губернии. Дед будущего писателя, купец, приобрёл это имение у местного помещика. Миша был младшим ребёнком в семье, ему шёл восьмой год, когда отца парализовало.

4 слайд

Пришвин закончил сельскую школу и поступил в Елецкую гимназию. Первый класс гимназии в то время соответствовал третьему или четвёртому классу современной школы. Туда поступали дети, уже умеющие читать и писать. Всего в гимназиях того времени было семь классов. После года учёбы мальчик был оставлен в первом классе повторно за неуспеваемость с выводом: «безнадёжен по малоспособности».

В 1885 году Пришвин с друзьями-гимназистами попытался совершить побег в «Азию». Спустя много лет он говорил, что это было его первое устремление к мечте.

5 слайд

В учёбе Пришвину везло и не везло одновременно. Учителем географии у него был Василий Васильевич Розанов, который вскоре стал известен всему миру как выдающийся русский философ. Розанов защищал мальчика от града насмешек после неудачного побега в «Азию». Но, оскорбив Розанова в споре, Пришвин был исключён из гимназии без права поступления в другое учебное заведение – «с волчьим билетом». Тогда Пришвину было 16 лет, и он увлекался чтением нелегальной (запрещённой) литературы.

6 слайд

В 1889 году Пришвин переехал в Тюмень к дяде, крупному промышленнику. Он учился в реальном училище, а затем экстерном сдал экзамены за 7 класс и в 1893 году поехал в Ригу, где поступил в политехникум на агрономическое отделение химического факультета. Пришвину на тот момент было 20 лет.

В те годы открытия, сделанные великим русскими химиками, произвели настоящую революцию в науке. Бурно развивались новые отрасли знания: почвоведение, агрохимия, агрономия, одно за другим совершались открытия, которые будоражили умы всего мира. По всей России путешествовали исследователи, в поле и лабораториях изучали свойства воздуха, почв, растений и способы обработки земли. Учёные открывали великие тайны природы. Пришвина увлекла эта волна, но ещё больше его захватила деятельность в «школе пролетарских вождей». В 1897 году Пришвина арестовали и приговорили к году тюремного заключения, а затем выслали в Елец под надзор полиции, запретив учиться в России.

7 слайд

В 27 лет Пришвин уезжает в Германию, где поступает в Лейпцигский университет. В течение двух лет учёбы он слушает самых выдающихся профессоров, ездит на лекции в Берлинский и Йенский университеты. Больше всего Пришвина в эти годы увлекает вовсе не литература: с увлечением он занимается в лаборатории философа В.Ф.Оствальда.

8 слайд

В 29 лет Пришвин возвращается в Россию. Он работает агрономом на опытной сельскохозяйственной станции, стремится к работе в лаборатории выдающегося русского учёного-биохимика – академика Дмитрия Николаевича Прянишникова. Редактирует сельскохозяйственную энциклопедию, пишет научные и популярные статьи. Но эта работа оставляет у него чувство неудовлетворённости.

И вот в человеке происходит неизбежное… В 1906 году тридцатитрёхлетний Пришвин по совету друга отправляется в Заонежье для сбора фольклора. Там Пришвин записал 38 сказок. Но главным результатом его экспедиции стала книга «В краю непуганых птиц. Очерки Выговского края». (1907г). С любовью рассказывая о жителях Заонежья, Пришвин открыл в себе писателя.

Через несколько лет, уже в Петербурге, Пришвин вновь встретился и стал общаться с Розановым, с другими известными русскими писателями и философами. Так в творчестве Пришвина слились глубокое знание природы, философская мысль и любовь к людям.

9 слайд

Пришвин стал учителем для многих русских писателей, которые посвятили свои произведения красоте родной природы.

10 слайд

Сказку-быль «Кладовая солнца» Пришвин написал в 1945г, сразу после окончания Великой Отечественной войны.

«Кладовая солнца» - одно из лучших произведений русской литературы для детей. Сегодня вам предстоит ответить на вопросы викторины по этому произведению.

1 тур «Разминка»

11 слайд

- Кто автор сказки-были «Кладовая солнца» (М.Пришвин)

12 слайд

- Где происходит действие сказки-были? («В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Преславль-Залесского»)

13 слайд

- О ком речь: «Волосы ни тёмные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые». (О Насте)

14 слайд

- О ком речь: «…коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий».

15 слайд

- Как автор называет главных героев? (Настя – «золотая курочка», Митраша – «мужичок в мешочке»).

16 слайд

- Назовите фамилию ребят. Какое у них было хозяйство? (Весёлкины. Хозяйство: изба пятистенная, корова Зорька, тёлушка Дочка, коза Дереза, безымённые овцы, куры, золотой петух Петя и поросёнок Хрен.)

17 слайд

- Сколько лет было детям? (Митраше – 10, Насте – 12)

18 слайд

- Какое ремесло освоил Митраша в свои 10 лет? (Бондарное)

19 слайд

- За что соседи уважали детей? (Они были дружные и трудолюбивые, всем помогали)

20 слайд

- Зачем дети отправились на болото? (За ягодой клюквой)

21 слайд

- Кто рассказал всю историю, произошедшую с детьми? (Геологи, изучавшие Блудово болото и временно жившие в том месте)

2 тур «В поход за клюквой»

22 слайд

- Как дети собирались в поход? (Митраша взял с собой компас, ружьё «Тулку», манки. Настя повесила через плечо на полотенце большую корзину, взяла чугунок варёной картошки.)

23 слайд

- Почему дети разошлись в лесу? (Они поссорились. Настя хотела идти по натоптанной дорожке, а Митраша – по компасу)

24 слайд

- Почему Настя впервые в жизни забыла про брата? (Она напала на палестинку. Жадность затмила всё в тот момент)

25 слайд

- Почему елань, в которую попал Митраша, называлась Слепою? (Потому что это место ничем не отличалось от остального болота)

26 слайд

- Кто вытащил Митрашу из болота и спас ему жизнь? Как произошло спасение? (Собака Травка вытащила Митрашу. Он сначала поманил её к себе, но не сильно, чтобы она не набросилась на него. Хитрость и смекалка помогли мальчику)

27 слайд

- О чём Митраша сказал: «Он верней друга»? (О компасе)

28 слайд

- Как Настя нашла Митрашу? (Она услышала выстрел)

29 слайд

- Кого Митраша подстрелил из ружья? (Волка)

30 слайд

- Как ребята распоряжаются собранной ягодой? (Отдают детям, эвакуированным из блокадного Ленинграда)

3 тур «Мир природы в сказке-были»

31 слайд

- Какие две птицы выясняли отношения так же, как брат и сестра? (Ворон и тетерев)

32 слайд

- Какие два дерева выли на всё Блудово болото? (Ель и сосна, которые давно росли вместе)

33 слайд

- Кто и почему жил в картофельной яме у сторожки? (Собака Травка после смерти хозяина Антипыча)

34 слайд

- Как дети звали Травку? (Затравка)

35 слайд

- Кто такой Серый помещик? (Это волк)

36 слайд

- Какие старушки обитали на болоте? (Скрюченные, хилые, слабые ёлочки)

37 слайд

- Какие животные встретились ребятам в лесу? (Лось, заяц, волк, змея)

38 слайд

- Какая клюква считалась самой хорошей? (Та, которая перезимовала)

Подведение итогов викторины

39 слайд

Основная идея сказки-были Михаила Пришвина в том, что природа – это огромная кладовая, и человек должен научиться пользоваться природными богатствами разумно, без жадности, не терять лучшие человеческие качества. Не случайно автор определяет жанр своего произведения как сказка0быль. Сказка – это повествование, основанное на вымысле, а быть – это история о том, что было. Пришвин подчёркивает, что в произведении вымысел переплетается с реальностью. Автор хочет, чтобы читатели воспринимали это повествование не просто как историю о двух детях, которые заблудились. Автор хочет, чтобы мы, читатели, почувствовали, как важно оставаться человеком в любой ситуации.

Правда, которую Пришвин вложил в уста Антипыча: «Эта правда есть суровая борьба людей за любовь». А кто может любить по-настоящему? Только тот человек, который сохраняет в себе лучшие человеческие качества. Чтобы любить, надо в своей душе бороться с дурными качествами: жадностью, себялюбием. Эта борьба суровая и трудная. Но только такому человеку, который победил в себе эти качества, даётся возможность любить. Именно к этой правде и пришли главные герои произведения.

С природой одною он жизнью дышал

Ручья разумел лепетанье,

И говор древесных листов понимал,

И чувствовал трав прозябанье.

Эти слова в полной мере можно отнести к Михаилу Пришвину. Далеко не каждому своему читателю природа раскрывает тайны. Она доверяет их редким, удивительным, обладающим особым талантом людям. Именно таким и был Михаил Михайлович Пришвин. Давайте поучимся у этого удивительного человека видеть, слышать, любить природу, проникать в её тайны.

Категория: Уроки литературы | Добавил: tshepelenko (28.04.2017) | Автор: Шепеленко Татьяна Анатольевна E W
Просмотров: 1220 | Теги: Пришвин кладовая солнца | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Проверка слова
Словари русского языка
www.gramota.ru
Прогноз погоды
Друзья сайта
  • Ucoz - бесплатный конструктор сайтов
  • Федеральный институт педагогических измерений.
  • Сайт Голдиной Л.В.
  • К уроку.ру
  • Педсовет.орг
  • Открытый класс
  • Кулинарные рецепты