Презентация
2 слайд
«Думаешь – чудеса далеко,
А они тут рядом»
3 слайд
Всю жизнь бродил он по лесам
Деревьев знал язык.
Птиц различал по голосам
Знакомый мне старик.
Всегда он ведал наперёд
Средь сосен и дубрав,
Где слаще ягода растёт
И где полно грибов.
Никто не мог так передать
Красы полей и рек,
И так о лесе рассказать,
Как этот человек.
Михаил Михайлович Пришвин родился в 1873 году в селе Хрущёво Елецкого уезда Орловской губернии. Дед будущего писателя, купец, приобрёл это имение у местного помещика. Миша был младшим ребёнком в семье, ему шёл восьмой год, когда отца парализовало.
4 слайд
Пришвин закончил сельскую школу и поступил в Елецкую гимназию. Первый класс гимназии в то время соответствовал третьему или четвёртому классу современной школы. Туда поступали дети, уже умеющие читать и писать. Всего в гимназиях того времени было семь классов. После года учёбы мальчик был оставлен в первом классе повторно за неуспеваемость с выводом: «безнадёжен по малоспособности».
В 1885 году Пришвин с друзьями-гимназистами попытался совершить побег в «Азию». Спустя много лет он говорил, что это было его первое устремление к мечте.
5 слайд
В учёбе Пришвину везло и не везло одновременно. Учителем географии у него был Василий Васильевич Розанов, который вскоре стал известен всему миру как выдающийся русский философ. Розанов защищал мальчика от града насмешек после неудачного побега в «Азию». Но, оскорбив Розанова в споре, Пришвин был исключён из гимназии без права поступления в другое учебное заведение – «с волчьим билетом». Тогда Пришвину было 16 лет, и он увлекался чтением нелегальной (запрещённой) литературы.
6 слайд
В 1889 году Пришвин переехал в Тюмень к дяде, крупному промышленнику. Он учился в реальном училище, а затем экстерном сдал экзамены за 7 класс и в 1893 году поехал в Ригу, где поступил в политехникум на агрономическое отделение химического факультета. Пришвину на тот момент было 20 лет.
В те годы открытия, сделанные великим русскими химиками, произвели настоящую революцию в науке. Бурно развивались новые отрасли знания: почвоведение, агрохимия, агрономия, одно за другим совершались открытия, которые будоражили умы всего мира. По всей России путешествовали исследователи, в поле и лабораториях изучали свойства воздуха, почв, растений и способы обработки земли. Учёные открывали великие тайны природы. Пришвина увлекла эта волна, но ещё больше его захватила деятельность в «школе пролетарских вождей». В 1897 году Пришвина арестовали и приговорили к году тюремного заключения, а затем выслали в Елец под надзор полиции, запретив учиться в России.
7 слайд
В 27 лет Пришвин уезжает в Германию, где поступает в Лейпцигский университет. В течение двух лет учёбы он слушает самых выдающихся профессоров, ездит на лекции в Берлинский и Йенский университеты. Больше всего Пришвина в эти годы увлекает вовсе не литература: с увлечением он занимается в лаборатории философа В.Ф.Оствальда.
8 слайд
В 29 лет Пришвин возвращается в Россию. Он работает агрономом на опытной сельскохозяйственной станции, стремится к работе в лаборатории выдающегося русского учёного-биохимика – академика Дмитрия Николаевича Прянишникова. Редактирует сельскохозяйственную энциклопедию, пишет научные и популярные статьи. Но эта работа оставляет у него чувство неудовлетворённости.
И вот в человеке происходит неизбежное… В 1906 году тридцатитрёхлетний Пришвин по совету друга отправляется в Заонежье для сбора фольклора. Там Пришвин записал 38 сказок. Но главным результатом его экспедиции стала книга «В краю непуганых птиц. Очерки Выговского края». (1907г). С любовью рассказывая о жителях Заонежья, Пришвин открыл в себе писателя.
Через несколько лет, уже в Петербурге, Пришвин вновь встретился и стал общаться с Розановым, с другими известными русскими писателями и философами. Так в творчестве Пришвина слились глубокое знание природы, философская мысль и любовь к людям.
9 слайд
Пришвин стал учителем для многих русских писателей, которые посвятили свои произведения красоте родной природы.
10 слайд
Сказку-быль «Кладовая солнца» Пришвин написал в 1945г, сразу после окончания Великой Отечественной войны.
«Кладовая солнца» - одно из лучших произведений русской литературы для детей. Сегодня вам предстоит ответить на вопросы викторины по этому произведению.
1 тур «Разминка»
11 слайд
- Кто автор сказки-были «Кладовая солнца» (М.Пришвин)
12 слайд
- Где происходит действие сказки-были? («В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Преславль-Залесского»)
13 слайд
- О ком речь: «Волосы ни тёмные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые». (О Насте)
14 слайд
- О ком речь: «…коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий».
15 слайд
- Как автор называет главных героев? (Настя – «золотая курочка», Митраша – «мужичок в мешочке»).
16 слайд
- Назовите фамилию ребят. Какое у них было хозяйство? (Весёлкины. Хозяйство: изба пятистенная, корова Зорька, тёлушка Дочка, коза Дереза, безымённые овцы, куры, золотой петух Петя и поросёнок Хрен.)
17 слайд
- Сколько лет было детям? (Митраше – 10, Насте – 12)
18 слайд
- Какое ремесло освоил Митраша в свои 10 лет? (Бондарное)
19 слайд
- За что соседи уважали детей? (Они были дружные и трудолюбивые, всем помогали)
20 слайд
- Зачем дети отправились на болото? (За ягодой клюквой)
21 слайд
- Кто рассказал всю историю, произошедшую с детьми? (Геологи, изучавшие Блудово болото и временно жившие в том месте)
2 тур «В поход за клюквой»
22 слайд
- Как дети собирались в поход? (Митраша взял с собой компас, ружьё «Тулку», манки. Настя повесила через плечо на полотенце большую корзину, взяла чугунок варёной картошки.)
23 слайд
- Почему дети разошлись в лесу? (Они поссорились. Настя хотела идти по натоптанной дорожке, а Митраша – по компасу)
24 слайд
- Почему Настя впервые в жизни забыла про брата? (Она напала на палестинку. Жадность затмила всё в тот момент)
25 слайд
- Почему елань, в которую попал Митраша, называлась Слепою? (Потому что это место ничем не отличалось от остального болота)
26 слайд
- Кто вытащил Митрашу из болота и спас ему жизнь? Как произошло спасение? (Собака Травка вытащила Митрашу. Он сначала поманил её к себе, но не сильно, чтобы она не набросилась на него. Хитрость и смекалка помогли мальчику)
27 слайд
- О чём Митраша сказал: «Он верней друга»? (О компасе)
28 слайд
- Как Настя нашла Митрашу? (Она услышала выстрел)
29 слайд
- Кого Митраша подстрелил из ружья? (Волка)
30 слайд
- Как ребята распоряжаются собранной ягодой? (Отдают детям, эвакуированным из блокадного Ленинграда)
3 тур «Мир природы в сказке-были»
31 слайд
- Какие две птицы выясняли отношения так же, как брат и сестра? (Ворон и тетерев)
32 слайд
- Какие два дерева выли на всё Блудово болото? (Ель и сосна, которые давно росли вместе)
33 слайд
- Кто и почему жил в картофельной яме у сторожки? (Собака Травка после смерти хозяина Антипыча)
34 слайд
- Как дети звали Травку? (Затравка)
35 слайд
- Кто такой Серый помещик? (Это волк)
36 слайд
- Какие старушки обитали на болоте? (Скрюченные, хилые, слабые ёлочки)
37 слайд
- Какие животные встретились ребятам в лесу? (Лось, заяц, волк, змея)
38 слайд
- Какая клюква считалась самой хорошей? (Та, которая перезимовала)
Подведение итогов викторины
39 слайд
Основная идея сказки-были Михаила Пришвина в том, что природа – это огромная кладовая, и человек должен научиться пользоваться природными богатствами разумно, без жадности, не терять лучшие человеческие качества. Не случайно автор определяет жанр своего произведения как сказка0быль. Сказка – это повествование, основанное на вымысле, а быть – это история о том, что было. Пришвин подчёркивает, что в произведении вымысел переплетается с реальностью. Автор хочет, чтобы читатели воспринимали это повествование не просто как историю о двух детях, которые заблудились. Автор хочет, чтобы мы, читатели, почувствовали, как важно оставаться человеком в любой ситуации.
Правда, которую Пришвин вложил в уста Антипыча: «Эта правда есть суровая борьба людей за любовь». А кто может любить по-настоящему? Только тот человек, который сохраняет в себе лучшие человеческие качества. Чтобы любить, надо в своей душе бороться с дурными качествами: жадностью, себялюбием. Эта борьба суровая и трудная. Но только такому человеку, который победил в себе эти качества, даётся возможность любить. Именно к этой правде и пришли главные герои произведения.
С природой одною он жизнью дышал
Ручья разумел лепетанье,
И говор древесных листов понимал,
И чувствовал трав прозябанье.
Эти слова в полной мере можно отнести к Михаилу Пришвину. Далеко не каждому своему читателю природа раскрывает тайны. Она доверяет их редким, удивительным, обладающим особым талантом людям. Именно таким и был Михаил Михайлович Пришвин. Давайте поучимся у этого удивительного человека видеть, слышать, любить природу, проникать в её тайны. |