Меню сайта
Категории раздела
Уроки русского языка [60] Уроки литературы [232]
Подготовка к ОГЭ [42] Внеклассные мероприятия по русскому языку и литературе [22]
Теоретические и методические сведения [4] Подготовка к ЕГЭ [12]
Исследовательские проекты учащихся [10] Материалы для самостоятельной работы [65]
Диафильмы [16] Основы смыслового чтения [2]
Мини-чат
Наш опрос
Кому интересен мой сайт? Кто вы?
Всего ответов: 446
Были в гостях
html counterсчетчик посетителей сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Уроки литературы

8 класс.«Загадки А.С. Пушкина в повести «Капитанская дочка»
Презентация

Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.

Д.И.Фонвизин "Недоросль”.

Цели:

·                    развивать навыки самостоятельной работы с текстом, умение высказывать и аргументировать свое мнение;

·                    развивать навыки сравнительного анализа характеров героев (Швабрина, Гринева, Пугачева, Маши Мироновой);

·                    помочь учащимся понять сложность и многогранность тематики повести;

·                    воспитывать способности к нравственному выбору.

Тип урока: обобщение изученного материала.

Вид урока: урок – беседа.

 

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Мы прочли последнее большое произведение А.С.Пушкина, которое было завершено 19 октября 1836 года. Кому-то из вас книга показалась сложной, кому-то простой. А все ли так просто в повести, как кажется на первый взгляд?

Наша задача - разгадать некоторые загадки "Капитанской дочки”, загадки человеческой жизни, истории, над которыми размышлял Пушкин в конце своего творческого пути.

2 слайд

2. Проблемные вопросы:

1) Какие сцены, эпизоды повести запомнились вам больше всего, представляются особенно яркими?

2) Изменилось ли ваше отношение к героям повести после разбора произведения или осталось тем же? Если изменилось, то в чем?

3) Сформулируйте основную тему произведения. Какие проблемы затрагивает Пушкин в повести?

(Основной темой повести является народное восстание. В ней ставятся и вопросы внутренней политики, столкновение дворянства и крестьян. А поскольку это не только историческая, но и семейная повесть, Пушкин поднимает проблемы, связанные с темой человеческого счастья, любви, истинного благородства.)

3 слайд

4) Почему Пушкин именно Гринева делает повествователем?

(Мемуарист Петр Гринев – истинный дворянин, убежденный противник насильственных потрясений – в то же время чувствовал себя обязанным рассказать правду о восстании и о его руководителе Пугачеве. Таким образом, выбор рассказчика продиктован стремлением Пушкина объективно показать развитие исторических событий.)

5) Как вы понимаете эпиграф к повести? Что имел в виду поэт, когда говорил о чести? Только ли верность воинской присяге?

Проблемная ситуация

4 слайд

Среди предложенных на карточках слов, с помощью которых описывают обычно характеры людей, выберите те, которые относятся к Швабрину, Гриневу, Пугачеву.

(Самостоятельная работа в тетрадях)

5 слайд

Швабрин

Гринев

Пугачев

подлость

впечатлительность

жестокость

предательство

смелость

великодушие

жестокость

храбрость

смелость

властолюбие

решительность

доброта

слабость духа

преданность

вспыльчивость

трусость

верность

одиночество

хитрость

искренность

властность

изворотливость

потребность в любви

милосердие

одиночество

прямодушие

благодарность

6 слайд

6) Почему Швабрин вызывает наше презрение? Есть ли в его характере хотя бы одно «светлое пятнышко»?

7) Каких душевных качеств, в отличие от Гринева, начисто лишен Швабрин?

8) Жаль вам Швабрина или нет?

9) В литературоведении высказана мысль о том, что причиной измены Швабрина стала его страстная любовь к Маше Мироновой, нежелание «уступить» ее Гриневу. Согласны ли вы с этой мыслью? Свой ответ обоснуйте.

Один из историков, современников Пушкина, Броневский писал о Пугачеве: «Емелька Пугачев бесспорно принадлежал к редким явлениям, к извергам, вне законов природы рожденным; ибо в естестве его не было и малейшей искры добра, того благого начала, той духовной части, которые разумное творение от бессмысленного животного отличают.

История сего злодея может изумить порочного и вселить отвращение даже
в самих разбойниках и убийцах. Она вместе с тем доказывает, как низко может
падать человек и какою адскою злобою может быть преисполнено его сердце».

7 слайд

10) Сравните эту оценку Пугачева с отношением к Пугачеву Гринева.

Что понял и чего не понял Гринев в Пугачеве и крестьянском восстании?

(Отвечая на этот вопрос, наряду с другими фактами, припомните калмыцкую сказку Пугачева и слова Гринева после того, как он ее выслушал.)

11) Иногда Пугачев ведет себя воистину по-царски. В каком эпизоде находят свое выражение и его великодушие и душевная широта, и подлинно русский размах?

8 слайд

12) Какие нравственные открытия приносит Гриневу воспитание жизнью?

13) Как можно было бы изобразить герб дома Гриневых, учитывая нравственные уроки, которые преподнесла ему жизнь? (Проверка домашнего задания: уч-ся разделились на три группы и готовили дома герб семьи Гриневых, в классе защищали его у доски.)

14) А что увлекает нас в истории любви Маши и Гринева?

Проблемная ситуация

М.И.Цветаева признавалась, что Маша Миронова чрезвычайно ее раздражала своими обмороками, слезами, бледностью. Разделяете ли вы такое отношение к капитанской дочке?

9 слайд

15) Некоторые литературоведы усматривают в образе Маши Мироновой сходство с женами декабристов. Есть ли между ними что–то общее, на ваш взгляд?

16) Почему, по-вашему, повесть, главными героями которой являются Гринев и Пугачев, названа "Капитанская дочка”? (В чем Маша Миронова проявила себя как подлинная дочь своего отца?)

(Предполагаемый ответ учащихся:

Назвав повесть "Капитанская дочка”, Пушкин привлек внимание цензоров, читателей, критиков к семейной теме произведения, к любовной линии повести, и "отвлек” от "запрещенной” темы – восстания Пугачева. Этим Пушкин содействовал появлению повести в печати.

Впервые у Пушкина появилась героиня, борющаяся за счастье. И эта борьба была лишена эгоистического начала. Она была достойной дочерью своего отца – преданного солдата и показала силу характера, спасая Гринева.)

Проблемный вопрос

Дайте аргументированный ответ, какая мысль романа вам кажется самой важной и почему.

3. Подведение итогов.

Итак, ребята, роман Пушкина внешне прост – как наша жизнь. Пушкин помогает понять за внешним, бытовым лицом жизни – человечную, мудрую суть происходящих событий, разгадать жизненные загадки.

Какие же загадки мы пытались сегодня разгадать?

Загадки жанра произведения, характера героев: Маши Мироновой, Пугачева, Гринева; учились отличать истинное великодушие от показного, учились видеть настоящую красоту за внешней простотой.

10 слайд

Таким образом, загадки романа – это загадки жизни, которую Пушкин учит нас видеть и понимать.
Категория: Уроки литературы | Добавил: tshepelenko (02.04.2012) | Автор: Шепеленко Татьяна Анатольевна E
Просмотров: 16889 | Комментарии: 1 | Теги: Пушкин Капитанская дочка | Рейтинг: 4.8/15
Всего комментариев: 1
1 Галина  
0
Большое спасибо за Вашу разработку.Буду использовать на своем уроке.

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Проверка слова
Словари русского языка
www.gramota.ru
Прогноз погоды
Друзья сайта
  • Ucoz - бесплатный конструктор сайтов
  • Федеральный институт педагогических измерений.
  • Сайт Голдиной Л.В.
  • К уроку.ру
  • Педсовет.орг
  • Открытый класс
  • Кулинарные рецепты