Меню сайта
Категории раздела
Уроки русского языка [66] Уроки литературы [237]
Подготовка к ОГЭ [42] Внеклассные мероприятия по русскому языку и литературе [22]
Теоретические и методические сведения [4] Подготовка к ЕГЭ [12]
Исследовательские проекты учащихся [10] Материалы для самостоятельной работы [71]
Диафильмы [16] Основы смыслового чтения [2]
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 620
Были в гостях
html counterсчетчик посетителей сайта
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Уроки русского языка

5 класс. Имена существительные собственные и нарицательные

Презентация

Цель:

1.                 Научить различать имена существительные собственные и нарицательные, отличать названия однородных предметов от единичных.

2.                 Развивать способность сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщения.

3.                 Воспитывать интерес  к изучению русского языка

4.                 Развивать монологическую речь обучающихся (составление рассказа на лингвистическую тему).

 Повторение: синтаксический разбор простого предложения, фонетический разбор, знаки препинания при диалоге.

 Оборудование урока: презентация, компьютер, медивпроектор, карточки «Лошади и жокеи», «Создай паспорт», карточки со словами для заполнения «Морфологического ящика», пустые карточки для «Телеграммы».

 Ход урока

Слайд 2

Организационный момент. Запись числа,  темы урока.

Предлагаю детям самим сформулировать цель урока. Итак, цель урока – научиться отличать имена существительные нарицательные от имён существительных собственных. Этому мы научимся на уроке, а сначала, чтобы хватило сил для работы, нужно размяться. Проведём синтаксическую разминку. Выполняем синтаксический разбор предложения Александр Сергеевич Пушкин родился шестого июня тысяча семьсот девяносто девятого года в Москве. (Предложение записано на доске). Один ученик – у доски, остальные – в тетрадях.

 Объяснение нового материала

Объясните, почему некоторые слова в предложении написаны с большой буквы? Да, из курса начальной школы вы знаете, что названия городов, имена, фамилии, клички животных пишутся с заглавной буквы. А как звучит тема сегодняшнего урока? Давайте разбираться, как же отличить имена нарицательные от имён собственных. Проведём наблюдения.

 3 слайд

Скажите,  предметов с каким названием  больше: город или Воронеж? Река или Усманка? Гора или Эльбрус? Зачем Воронежу, Усманке, Эльбрусу дали название? Правильно, чтобы отличить их от множества однородных предметов: городов, рек, гор.

Делаем вывод: города, реки, горы,  – названия предметов однородных. Это имена нарицательные. Чтобы отличить единичные предметы от множества однородных предметов, им дают названия. Это имена собственные.

Обобщим полученные сведения и составим кластер.

 4 слайд

Проверим по учебнику, правильно ли мы дали определение именам нарицательным и собственным.

Закрепление изученного материала.

- Играем в Лошадей и Жокеев. Первый вариант – Лошади, второй – Жокеи. Раздаются карточки с именами нарицательными – Лошадям и именами собственными - Жокеям. Задача: каждому имени нарицательному найти имя собственное. (Лошади: река, город, село, озеро, журнал, мужчина, автомобиль; Жокеи: Волга, Енисей, Тула, Тамбов, Минаевка, Николаевка, Байкал, Балхаш, «Огонёк», «Мурзилка», Тимофей, Егор, «Рено», «Мерседес»). Получается, у каждой Лошади по 2 Жокея.

 5 слайд

Выписать имена собственные, объяснить, почему они таковыми являются. (Дети устно проговаривают новые понятия: названия однородных предметов, названия единичных предметов).

- Упр.483 учебника. Чтение текста, краткая беседа о том, что знают дети об этих исторических событиях, опора на иллюстративный материал.

 6 слайд

- Словарная работа: запись в словарики Великая Отечественная война.

- Работа на повторение: постоять1. (фонетический разбор)

- Упр. 484.

 7 слайд

- Указать, какие исторические события изображены, записать их названия.

- Решите лингвистическую задачу.

 8 слайд

- Упр. 486. Самостоятельная работа: выписать названия единичных предметов.

 9 слайд   

«Проверь себя!» Какие имена существительные: нарицательные или собственные - вы выписали? Почему? Повторение: составить схему диалога.

 Обобщение: заполняем «Морфологический ящик». Дети по очереди берут карточки со стола, магнитами крепят их на доске, распределяя на нарицательные и собственные, сопровождая работу пояснением: «Это имя существительное собственное (нарицательное), потому что…

 Рефлексия. Используем приём «Телеграмма». Дети кратко пишут на карточках, что самое важное с урока запомнили. Отдают учителю. Далее предлагается продолжить предложение на 10 слайде.

 Поведение итогов урока: по схеме (5 слайд) составить рассказ на лингвистическую тему о существительных нарицательных и собственных, выставление оценок.

 12 слайд

Домашнее задание: параграф 92, упр. 487

Категория: Уроки русского языка | Добавил: tshepelenko (01.04.2012) | Автор: Шепеленко Татьяна Анатольевна E
Просмотров: 12306 | Комментарии: 1 | Теги: имена существительные собственные и | Рейтинг: 5.0/5
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Проверка слова
Словари русского языка
www.gramota.ru
Прогноз погоды
Друзья сайта
  • Ucoz - бесплатный конструктор сайтов
  • Федеральный институт педагогических измерений.
  • Сайт Голдиной Л.В.
  • К уроку.ру
  • Педсовет.орг
  • Открытый класс
  • Кулинарные рецепты