Презентация
Цель:
1.
Научить различать имена существительные собственные и
нарицательные, отличать названия однородных предметов от единичных.
2.
Развивать способность сравнивать, анализировать, делать
выводы, обобщения.
3.
Воспитывать интерес
к изучению русского языка
4.
Развивать монологическую речь обучающихся (составление
рассказа на лингвистическую тему).
Повторение:
синтаксический разбор простого предложения, фонетический разбор, знаки
препинания при диалоге.
Оборудование
урока: презентация, компьютер, медивпроектор, карточки «Лошади и жокеи»,
«Создай паспорт», карточки со словами для заполнения «Морфологического ящика»,
пустые карточки для «Телеграммы».
Ход урока
Слайд 2
Организационный момент. Запись числа, темы урока.
Предлагаю
детям самим сформулировать цель урока. Итак, цель урока – научиться отличать
имена существительные нарицательные от имён существительных собственных. Этому
мы научимся на уроке, а сначала, чтобы хватило сил для работы, нужно размяться.
Проведём синтаксическую разминку. Выполняем синтаксический разбор предложения Александр Сергеевич Пушкин родился шестого
июня тысяча семьсот девяносто девятого года в Москве. (Предложение записано
на доске). Один ученик – у доски, остальные – в тетрадях.
Объяснение нового материала
Объясните,
почему некоторые слова в предложении написаны с большой буквы? Да, из курса
начальной школы вы знаете, что названия городов, имена, фамилии, клички животных
пишутся с заглавной буквы. А как звучит тема сегодняшнего урока? Давайте
разбираться, как же отличить имена нарицательные от имён собственных. Проведём
наблюдения.
3 слайд
Скажите, предметов с каким названием больше: город или Воронеж? Река или Усманка?
Гора или Эльбрус? Зачем Воронежу, Усманке, Эльбрусу дали название? Правильно,
чтобы отличить их от множества однородных предметов: городов, рек, гор.
Делаем вывод:
города, реки, горы, – названия предметов
однородных. Это имена нарицательные. Чтобы отличить единичные предметы от
множества однородных предметов, им дают названия. Это имена собственные.
Обобщим
полученные сведения и составим кластер.
4 слайд
Проверим по
учебнику, правильно ли мы дали определение именам нарицательным и собственным.
Закрепление изученного материала.
- Играем в
Лошадей и Жокеев. Первый вариант – Лошади, второй – Жокеи. Раздаются карточки с
именами нарицательными – Лошадям и именами собственными - Жокеям. Задача:
каждому имени нарицательному найти имя собственное. (Лошади: река, город, село,
озеро, журнал, мужчина, автомобиль; Жокеи: Волга, Енисей, Тула, Тамбов,
Минаевка, Николаевка, Байкал, Балхаш, «Огонёк», «Мурзилка», Тимофей, Егор,
«Рено», «Мерседес»). Получается, у каждой Лошади по 2 Жокея.
5 слайд
Выписать имена
собственные, объяснить, почему они таковыми являются. (Дети устно проговаривают
новые понятия: названия однородных предметов, названия единичных предметов).
- Упр.483
учебника. Чтение текста, краткая беседа о том, что знают дети об этих
исторических событиях, опора на иллюстративный материал.
6 слайд
- Словарная
работа: запись в словарики Великая Отечественная война.
- Работа на
повторение: постоять1. (фонетический разбор)
- Упр. 484.
7 слайд
- Указать,
какие исторические события изображены, записать их названия.
- Решите
лингвистическую задачу.
8 слайд
- Упр. 486.
Самостоятельная работа: выписать названия единичных предметов.
9 слайд
«Проверь себя!» Какие имена
существительные: нарицательные или собственные - вы выписали? Почему?
Повторение: составить схему диалога.
Обобщение:
заполняем «Морфологический ящик». Дети по очереди берут карточки со стола,
магнитами крепят их на доске, распределяя на нарицательные и собственные,
сопровождая работу пояснением: «Это имя существительное собственное
(нарицательное), потому что…
Рефлексия.
Используем приём «Телеграмма». Дети кратко пишут на карточках, что самое важное
с урока запомнили. Отдают учителю. Далее предлагается продолжить предложение на
10 слайде.
Поведение итогов
урока: по схеме (5 слайд) составить рассказ на лингвистическую тему о
существительных нарицательных и собственных, выставление оценок.
12 слайд Домашнее задание: параграф 92, упр. 487
|