Презентация к уроку
1. Введение в тему урока.
Учитель читает справку: Справка дана Черепухиной Агате в том, что она действительно является ученицей 6 «Б» класса МКОУ Рамонской СОШ № 2.
Ребята, я начала урок с того, что прочитала справку. И сделала я это не случайно. Приходилось ли вам получать и предъявлять справку? А сумеете ли вы её написать? Вот этому и многому другому мы будем учиться сегодня на уроке.
2. Прежде, чем мы начнём изучение новой темы, мы вспомним те стили речи, которые уже изучали. Итак, какие функциональные стили речи нам уже известны? Назовите их. (Художественный, разговорный, научный).
Функциональные стили речи различают в зависимости от цели высказывания. Давайте вспомним особенности каждого из названных вами функциональных стилей речи. Для этого нам предстоит поработать в группах.
Вы получили карточки, в которых перечислены особенности одного из стилей речи. Определите, какой это стиль.
Задание для 1 группы:
Задача автора
|
Сфера употребления
|
Языковые средства
|
Обменяться впечатлениями, сведениями, мыслями и чувствами с близкими, хорошо знакомыми людьми.
|
Уместен в домашней или дружеской обстановке, в дружеских письмах или посланиях. Характерна диалогичная, устная речь. Обиходный круг тем.
|
Большая роль отводится интонации, мимике, жестам. Часто можно услышать сокращения (физра, щас). Много простых предложений с большим количеством пропусков слов.
|
Задание для 2 группы:
Задача автора
|
Сфера употребления
|
Языковые средства
|
Точная передача научных знаний (научной информации).
|
Используется в учебниках, словарях, энциклопедиях, научных статьях. Как правило, письменная форма.
|
Характерно использование терминов, сложных предложений. Строгость, точность. Много абстрактной лексики.
|
Задание для 3 группы:
Задача автора
|
Сфера употребления
|
Языковые средства
|
Воздействовать на читателя или слушателя.
|
Используется в произведениях художественной литературы (стихи, рассказы, повести, романы и т.д.)
|
Писатель рисует словами картины и образы. Характерно широкое использование изобразительно-выразительных средств (метафоры, эпитеты, гиперболы, сравнения).
|
А теперь задание для групп несколько сложнее. Из двух предложенных на листах текстов выберите тот, который написан в том стиле, который вы только что определили.
Задание для 1 группы:
Представьте себе. Сижу за рулём «Волги». Ночь. Скорость – 70. Вокруг – ни души. Уверен, что в машине один. И вдруг чувствую: на плечо мне опустилась рука… Я резко повернулся, чтобы защититься!... Но защищаться было не от кого. Точнее – незачем: на плече у меня сидел… котёнок. Видимо, его оставил кто-то из пассажиров. Я пожалел малыша и отвёз его к себе домой.
|
Однажды работая в ночную смену, таксист чуть было не совершил наезд на дерево. Причиной тому стал маленький котёнок, который сел ему на плечо и которого таксист принял за руку преступника. Здоровье мужчины подверглось в ту ночь серьёзному испытанию.
|
Задание для 2 группы:
Плавунчик – мелкий кулик на невысоких ногах и со сравнительно коротким клювом. На пальцах кожистые перепонки. Наблюдать плавунчиков чаще всего можно на воде, где они плавают, характерно кивая головой.
(Из «Определителя птиц»)
|
- Что за птиц я видел, - просто не пойму! Идёшь – все птицы от тебя удирают, разлетаются. А эти и не думают. Плавают у самого берега. Я подхожу – они не только не улетают, даже отплыть подальше не хотят. Кувыркаются головой под воду, как маленькие уточки.
|
Задание для 3 группы:
А.С.Пушкин «Осень»
Октябрь уж наступил - уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад - дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.
|
Осень - время года, следующее за летом и предшествующее зиме.
(Словарь С.И.Ожегова)
|
3. Как вы думаете, можно ли отнести справку, которую я читала в начале урока, к одному из перечисленных нами стилей? Правильно, это иной стиль речи, официально-деловой. Запишем тему урока в наших тетрадях.
2 слайд
Как вы думаете, каковы цели использования этого стиля речи? Где он используется?
3 слайд
Официально-деловой стиль речи – это книжный стиль, который функционирует в письменной форме.
Задача автора
|
Сфера употребления
|
Языковые средства
|
Точная передача деловой информации.
|
Различные документы (справки, расписки, указы, приказы, объявления, инструкции, памятки).
|
Полное наименование государств, государственных органов, учреждений; точное обозначение дат, количеств; употребление слов только в прямом их значении. Характерно использование канцеляризмов – слов или выражений официально-деловой речи.
|
4 слайд
4. Каждый человек должен уметь правильно составлять деловые документы. Давайте попробуем вместе составить заявление о приёме в спортивную секцию.
Директору
МКОУ Рамонской СОШ № 2
Г.Н.Зубовой
ученика 6 «Б» класса
Косякина Владислава
заявление.
Прошу зачислить меня в спортивную секцию с 1.10.2015г.
30.09.2015г Косякин В.
|
Ребята, обратите внимание, что фамилия и инициалы адресата пишутся в родительном падеже, а адресанта – в родительном, причем предлог от не пишется.
Вы знакомы со словами-паронимами адресат – адресант? Чем эти слова отличаются друг от друга? (Адресат – кому пишут, адресант – кто пишет).
5 слайд
5. Теперь вам предстоит в парах составить объяснительную записку.
Директору
МКОУ Рамонской СОШ № 2
Г.Н.Зубовой
ученицы 6 «Б» класса
Копыловой Лилии
объяснительная записка.
30.09.2015г Копылова Л.
|
6 слайд
6. Обратите внимание на экран. Перед нами объяснительная записка. Нам необходимо её исправить.
Директору МКОУ Рамонской СОШ № 2
Г.Н.Зубовой
от ученика Горбунова Юры
Объяснительная записка
Я, Горбунов Юра, опоздал сегодня на урок не потому, что проспал, а благодаря сильному дождю, вследствие чего школьный автобус ходит нерегулярно. В результате чего произошло сильное накопление народа на остановке, и по этой причине ни в один общественный транспорт я влезть не смог, а денег на такси у меня не было, а пешком через лес мама не разрешает мне ходить. Исходя из вышеизложенного, прошу моё опоздание считать недействительным.
Ученик 6 класса Юра Горбунов 30.09.2015г
|
7 слайд
7. Ещё один жанр официально-делового стиля – это инструкция. Кто знает, что такое инструкция? (Инструкция – это указания, свод правил, устанавливающий порядок и способ осуществления, выполнения чего-нибудь).
Сейчас я зачитаю инструкцию «Комплекс упражнений для глаз при работе с компьютером», а вы внимательно слушайте и выполняйте все пункты.
1. Закрыть глаза на две секунды, открыть.
2. Сделать несколько вращений глазами по часовой стрелке. Затем – против часовой.
3. Сфокусируйте зрение на кончике указательного пальца. Сохраняя фокусировку, переместить палец на расстояние вытянутой руки. Поднести палец к кончику носа.
4. Посмотреть на ладонь. Перевести взгляд на удалённый предмет.
8 слайд
8. Давайте устно составим инструкцию «Правила эвакуации из здания школы при пожаре».
1. Во время звукового сигнала организованно выйдите из кабинета.
2. Вместе с учителем без паники выходите по указанному направлению.
3. Покиньте здание школы.
4. Отойдите на безопасное расстояние, постройтесь классом, чтобы учитель мог вас пересчитать.
5. Ждите помощи.
9. Рефлексия.
9 слайд
В конце урока мне хотелось бы, чтобы каждый из вас продолжил одно из предложений, которые вы видите на экране.
- Когда мы делимся с кем-либо своими мыслями, выражаем чувства, мы используем…
- Если сообщаем научные сведения, мы используем ….
- Если составляем документы, мы используем ….
- Когда мы изображаем, рисуем словами, мы используем …
10. Домашнее задание.
Составить инструкцию (на выбор) «Как правильно переходить улицу» или «Как вести себя в школьном автобусе». |