Презентация к уроку
Цель: познакомить учащихся с правилом правописания приставок ПРЕ- и ПРИ-.
2 слайд
Обратите внимание на слайд (Фотоквест – портрет Ломоносова, приставки, фото класса). Что общего между этими изображениями? (Разговор о том, что класс на уроке будет изучать приставки, но не очень понятно – при чём портрет Ломоносова. В этот день 19 ноября 1711г родился М.В.Ломоносов)
Сегодня у нас с вами есть прекрасная возможность вспомнить о Михаиле Васильевиче Ломоносове и продолжить знакомство с приставками. Обратите внимание на слайд.
Что такое приставка? (Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем или другой приставкой и служит для образования новых слов).
3 слайд
Жизнь Михаила Ломоносова раскрывается перед нами как вечный пример борьбы и трудолюбия. Он родился на Севере в небольшой деревушке Денисовке. Здесь бережно хранили, собирали и переписывали книги. Михаилу Ломоносову удалось раздобыть две книги, и он начал преспокойно учиться по ним. Впоследствии он вытвердил их почти наизусть. Мальчик рано ощутил потребность в учении, но мачеха попрекала его этим. Михаилу удалось приобрести паспорт, и в морозную ночь, не дождавшись рассвета, пешком он уходит в Москву.
- Посмотрите на выделенные слова. На какие группы их можно разделить и почему? Объясните выбор приставки.
4 слайд
1 группа приставок Собирали, переписывали, вытвердил, потребность
- Почему эти слова вы объединили в одну группу? Какие это приставки? (Неизменяемые)
- Какое из этих слов можно назвать лишним? Почему? (собирали – корень с чередованием)
2 группа приставок Раскрывается, раздобыть, рассвет
- Почему эти слова вы объединили в одну группу? Какие это приставки? (Приставки на З - С)
- Сделайте вывод о правописании приставок на З – С.
- Какое из этих слов можно назвать лишним? Почему? (рассвет – удвоенная С, на стыке морфем)
3 группа приставок Преспокойно, приобрести
- Какие слова у нас остались? (преспокойно, приобрести)
- К какой группе мы их отнесём? Сможем ли мы правильно написать сейчас безударную гласную в этих приставках? (Нет)
- Почему? (Не знаем правила)
- У нас возникла проблема. Какая? (Когда писать ПРЕ-, а когда – ПРИ-?)
5 слайд
- Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока (Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-)
- Что нужно знать для того, чтобы правильно написать слова с приставками ПРЕ- и ПРИ-? (Нужно знать правило их написания)
- А где можно взять правила? (В учебнике, спросить у учителя, найти самим)
- Очень полезно самим добывать знания, как это делал М.В.Ломоносов.
- Давайте проанализируем слова и поработаем в парах. Ваша задача: постараться сделать вывод о правописании гласной в приставке в вашем случае.
Задание: Определите значение приставки и постарайтесь сделать вывод о правописании гласной.
1 пара: приехать, прилететь, прибежать. (приближение)
2 пара: пришить, прибить, приколоть (присоединение)
3 пара: приморский, пришкольный, придорожный (расположение вблизи)
4 пара: приоткрыть, присесть, приподнять (неполнота действия)
5 пара: предобрый, премилый, преувеличить (ПРЕ- = очень)
6 пара: прервать, преграда (ПРЕ- = ПЕРЕ-)
Вывод: для написания каждой приставки нужны определённые значения.
Подведём итог нашей исследовательской работы, составим себе памятку (Приём фишбон)
6 слайд
От чего зависит написание ПРЕ-, ПРИ-?
- приближение (приехать)
- присоединение (пришить)
- расположение вблизи (пришкольный)
- неполнота действия (приоткрыть)
- = очень (предобрый)
- = ПЕРЕ- (прервать)
Правописание зависит от значения.
7 слайд
Сейчас нам предстоит поработать с текстом. Задание: выписать слова с пропущенными буквами, вставить их, обозначить орфограмму.
Путь Ломоносова в науку был пр..сложным. Пр..дворные чиновники мало задумывались о роли науки в развитии государства. Все высокие посты занимали пр..ближённые и родственники секретаря канцелярии. Относительную независимость и силу Ломоносов мог пр..обрести за счёт своих открытий. Этот путь он и избрал. Ломоносов пр..лагал огромные усилия, занимался пр..интересным делом. На 33 году своей жизни Ломоносов получает звание профессора. Постепенно в силу своей талантливости, очевидных успехов в науке Ломоносов пр..обретает всё большее и большее влияние в самой академии.
8 слайд
Решение теста.
1. В каком слове пишется приставка ПРЕ-?
1) пр..брежный
2) пр..остановиться
3) пр..прятать
4) пр..увеличить
2. В каком слове пишется приставка ПРИ-?
1) пр..умолкла
2) пр..рвали
3) пр..лестный
4) пр..забавный
3. В каком слове приставка имеет значение «неполнота действия»?
1) пр..хорошенький
2) пр..брежный
3) пр..стегнуть
4) пр..открыть
4. В каком слове приставка имеет значение «приближение»?
1) пр..хлынут
2) пр..лечь
3) пр..милый
4) пр..пятствие
9 слайд
Устный выборочный диктант (с сигнальными карточками)
Приехать, престранный, прилететь, прибить, привязать, прескучный, привинтить, пренеприятное, прибавить, приукрасить, приусадебный, прескверный, пристанционный, приблизиться, привокзальная.
10 слайд
Закрепим полученные знания и поиграем в игру «Одним словом». Ваша задача: заменить предложенное словосочетание одним словом с приставкой ПРЕ- или ПРИ-
-лечь ненадолго – прилечь
- очень милый – премилый
- сесть на краешек стула – присесть
- очень скверный – прескверный
- заболеть, но не сильно – приболеть
- очень хорошенький – прехорошенький
- нарушитель закона – преступник
- чуть-чуть приоткрыть окно – приоткрыть
- город около моря – приморский
11 слайд
Кем является Владимир Владимирович Путин – президент
Обратите внимание на последнее слово. Можем ли мы по значению приставки понять, что нужно писать в этом слове? (Нет) Именно о таких словах мы и поговорим на следующем уроке.
12слайд
Домашнее задание (вариативное)
1. стр.111, параграф 40 (правило)
2. упражнение 201 или стр.81 – 87 (выписать слова с ПРЕ-, ПРИ-) |