Меню сайта
Категории раздела
Уроки русского языка [66] Уроки литературы [237]
Подготовка к ОГЭ [42] Внеклассные мероприятия по русскому языку и литературе [22]
Теоретические и методические сведения [4] Подготовка к ЕГЭ [12]
Исследовательские проекты учащихся [10] Материалы для самостоятельной работы [71]
Диафильмы [16] Основы смыслового чтения [2]
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 620
Были в гостях
html counterсчетчик посетителей сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Уроки русского языка

6 класс. Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-

Презентация к уроку

Цель: познакомить учащихся с правилом правописания приставок ПРЕ- и ПРИ-.

2 слайд

Обратите внимание на слайд (Фотоквест – портрет Ломоносова, приставки, фото класса). Что общего между этими изображениями? (Разговор о том, что класс на уроке будет изучать приставки, но не очень понятно – при чём портрет Ломоносова. В этот день 19 ноября 1711г родился М.В.Ломоносов)

Сегодня у нас с вами есть прекрасная возможность вспомнить о Михаиле Васильевиче Ломоносове и продолжить знакомство с приставками. Обратите внимание на слайд.

Что такое приставка? (Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем или другой приставкой и служит для образования новых слов).

3 слайд

Жизнь Михаила Ломоносова раскрывается перед нами как вечный пример борьбы и трудолюбия. Он родился на Севере в небольшой деревушке Денисовке. Здесь бережно хранили, собирали и переписывали книги. Михаилу Ломоносову удалось раздобыть две книги, и он начал преспокойно учиться по ним. Впоследствии он вытвердил их почти наизусть. Мальчик рано ощутил потребность в учении,  но мачеха попрекала его этим. Михаилу удалось приобрести паспорт, и в морозную ночь, не дождавшись рассвета, пешком он уходит в Москву.

- Посмотрите на выделенные слова. На какие группы их можно разделить и почему? Объясните выбор приставки.

4 слайд

1 группа приставок Собирали, переписывали, вытвердил, потребность

- Почему эти слова вы объединили в одну группу? Какие это приставки? (Неизменяемые)

- Какое из этих слов можно назвать лишним? Почему? (собирали – корень с чередованием)

2 группа приставок Раскрывается, раздобыть, рассвет

- Почему эти слова вы объединили в одну группу? Какие это приставки? (Приставки на З - С)

- Сделайте вывод о правописании приставок на З – С.

- Какое из этих слов можно назвать лишним? Почему? (рассвет – удвоенная С, на стыке морфем)

3 группа приставок Преспокойно, приобрести

- Какие слова у нас остались? (преспокойно, приобрести)

- К какой группе мы их отнесём? Сможем ли мы правильно написать сейчас безударную гласную в этих приставках? (Нет)

- Почему? (Не знаем правила)

- У нас возникла проблема. Какая? (Когда писать ПРЕ-, а когда – ПРИ-?)

5 слайд

- Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока (Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-)

- Что нужно знать для того, чтобы правильно написать слова с приставками ПРЕ- и ПРИ-? (Нужно знать правило их написания)

- А где можно взять правила? (В учебнике, спросить у учителя, найти самим)

- Очень полезно самим добывать знания, как это делал М.В.Ломоносов.

- Давайте проанализируем слова и поработаем в парах. Ваша задача: постараться сделать вывод о правописании гласной в приставке в вашем случае.

Задание: Определите значение приставки и постарайтесь сделать вывод о правописании гласной.

1 пара: приехать, прилететь, прибежать. (приближение)

2 пара: пришить, прибить, приколоть (присоединение)

3 пара: приморский, пришкольный, придорожный (расположение вблизи)

4 пара: приоткрыть, присесть, приподнять (неполнота действия)

5 пара: предобрый, премилый, преувеличить (ПРЕ- = очень)

6 пара: прервать, преграда (ПРЕ- = ПЕРЕ-)

Вывод: для написания каждой приставки нужны определённые значения.

Подведём итог нашей исследовательской работы, составим себе памятку (Приём фишбон)

6 слайд

От чего зависит написание ПРЕ-, ПРИ-?

- приближение (приехать)

- присоединение (пришить)

- расположение вблизи (пришкольный)

- неполнота действия (приоткрыть)

- = очень (предобрый)

- = ПЕРЕ- (прервать)

Правописание зависит от значения.

7 слайд

Сейчас нам предстоит поработать с текстом. Задание: выписать слова с пропущенными буквами, вставить их, обозначить орфограмму.

Путь Ломоносова в науку был пр..сложным. Пр..дворные чиновники мало задумывались о роли науки в развитии государства. Все высокие посты занимали пр..ближённые и родственники секретаря канцелярии. Относительную независимость и силу Ломоносов мог пр..обрести за счёт своих открытий. Этот путь он и избрал. Ломоносов пр..лагал огромные усилия, занимался пр..интересным делом. На 33 году своей жизни Ломоносов получает звание профессора. Постепенно в силу своей талантливости, очевидных успехов в науке Ломоносов пр..обретает всё большее и большее влияние в самой академии.

8 слайд

Решение теста.

1. В каком слове пишется приставка ПРЕ-?

1) пр..брежный

2) пр..остановиться

3) пр..прятать

4) пр..увеличить

2. В каком слове пишется приставка ПРИ-?

1) пр..умолкла

2) пр..рвали

3) пр..лестный

4) пр..забавный

3. В каком слове приставка имеет значение «неполнота действия»?

1) пр..хорошенький

2) пр..брежный

3) пр..стегнуть

4) пр..открыть

4. В каком слове приставка имеет значение «приближение»?

1) пр..хлынут

2) пр..лечь

3) пр..милый

4) пр..пятствие

9 слайд

Устный выборочный диктант (с сигнальными карточками)

Приехать, престранный, прилететь, прибить, привязать, прескучный, привинтить, пренеприятное, прибавить, приукрасить, приусадебный, прескверный, пристанционный, приблизиться, привокзальная.

10  слайд

Закрепим полученные знания и поиграем в игру «Одним словом». Ваша задача: заменить предложенное словосочетание одним словом с приставкой ПРЕ- или ПРИ-

-лечь ненадолго – прилечь

- очень милый – премилый

- сесть на краешек стула – присесть

- очень скверный – прескверный

- заболеть, но не сильно – приболеть

- очень хорошенький – прехорошенький

- нарушитель закона – преступник

- чуть-чуть приоткрыть окно – приоткрыть

- город около моря – приморский

11 слайд

Кем является Владимир Владимирович Путин – президент

Обратите внимание на последнее слово. Можем ли мы по значению приставки понять, что нужно писать в этом слове? (Нет) Именно о таких словах мы и поговорим на следующем уроке.

12слайд

Домашнее задание (вариативное)

1. стр.111, параграф 40 (правило)

2. упражнение 201 или стр.81 – 87 (выписать слова с ПРЕ-, ПРИ-)

Категория: Уроки русского языка | Добавил: tshepelenko (16.12.2015) | Автор: Шепеленко Татьяна Анатольевна E W
Просмотров: 1707 | Теги: приставки пре при конспект урока | Рейтинг: 5.0/9
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Проверка слова
Словари русского языка
www.gramota.ru
Прогноз погоды
Друзья сайта
  • Ucoz - бесплатный конструктор сайтов
  • Федеральный институт педагогических измерений.
  • Сайт Голдиной Л.В.
  • К уроку.ру
  • Педсовет.орг
  • Открытый класс
  • Кулинарные рецепты