Презентация
Ход урока
1. Орг.момент.
- Сегодня
у нас необычный урок. На уроке присутствуют гости. Ваша задача: показать все,
что вы умеете и знаете по теме «Союз».
2.Объявление темы урока, постановка цели.
I этап. На этом
этапе проверяется знание теоретического материала и проводится фронтальный
опрос.
- Путешествовать любят
все, и мы это делаем всегда с удовольствием. Но сегодня мы отправимся в не
совсем обычное путешествие - в страну русского языка.
Перед вами висит карта нашего путешествия.
Мы отправляемся в долину Союзов.
3,4 слайды
И первая остановка - деревня Теоретическая.(1)
5 слайд
3. Фронтальный опрос.
ТЕСТ
1. В русском языке есть ………… и
служебные части речи.
2. Служебные части речи это………
3. Союз – это……………………..
4. Союзы, состоящие из одного слова, называются…………
5. Союзы не являются………………………
6. Союзы связывают………………………………….
7. Союзы, связывающие однородные члены предложения и равноправные по
смыслу простые предложения в составе сложного, называются……………….
8. Союзы, связывающие в сложном предложении неравноправные простые
предложения, из которых одно зависит от другого, называются….....
9. Сочинительные союзы по значению делятся на три группы:.........
10. Подчинительные союзы делятся на разряды………………
II этап: На этом этапе работы проверяется, как
учащиеся применяют теоретические знания на практике.
6 слайд
Следующая остановка — «Литературная» (2)
4. Слово учителя.
- Не
многие знают, что союз - древнее название части речи и по происхождению
является греческим. Несмотря на то, что это количественно небольшая группа
служебных слов, по частоте употребления она занимает седьмое место (и
главенствует в ней союз И). Кстати, очень любил этот союз А.С.Пушкин.
Свидетельство тому - строки из его произведений:
7 слайд - На использовании
союзов основано стилистическое средство художественной изобразительности,
которое называется многосоюзием. В четверостишии из стихотворения «Я помню
чудное мгновенье…» многосоюзие замедляет фразу, придает предложению плавность,
усиливает выразительность речи.
8 слайд
- А теперь, ребята,
внимание! Перед вами строки из известного вам произведения А.С.Пушкина.
9 слайд - Из какого произведения
эти строки? (Поэма А.С.Пушкина «Полтава»)
- Можно ли назвать этот
небольшой отрывок текстом? (Да, п.ч.
предложения связаны по смыслу и грамматически)
- А с помощью какой
части речи осуществляется грамматическая связь предложений в тексте? (С помощью союза И)
- Какой
можно сделать вывод о роли союза в тексте?
(Союз является не только средством соединения однородных
членов предложения и частей сложного предложения, но и средством художественной
изобразительности, а также средством связи отдельных предложений в тексте)
Прежде, чем мы продолжим
путь, давайте запишем домашнее задание.
Дома вам предстоит
вспомнить сегодняшний разговор, сочетания с союзами, а также предложения, с
которыми вы сегодня работали и написать сочинение, которое можно начать словами:
«Глядя на картину А.К.Саврасова «Грачи прилетели» …»
10 слайд
(слайды 11 и 12 картинки Паровозика из Ромашкова + песенка Паровозика)
13 слайд
Следующая станция «Весенняя». (3)
─ Почему «Весенняя»? Здесь
нам предстоит познакомиться с замечательной картиной А.К.Саврасова «Грачи
прилетели». А на картине, как вы сами видите, изображена ранняя весна.
14 слайд Работа с текстом.
Карточка № 1
Задание: Восстановите в данном
тексте союзы.
А.К.Саврасов — один из основоположников
русской пейзажной живописи. Своей картиной «Грачи прилетели» художник передает
состояние природы, которое она испытывает ранней весной. Чуть пригрело
солнышко, … в воздухе запахло весной. Поля, виднеющиеся вдали, уже освободились
от снега. Талая вода пропитала потемневшие сугробы, … наполнила пруд. Высокое
весеннее небо еще не стало чистым, … голубизна уже проглядывает сквозь облака.
Грачи, прилетевшие с
юга, деловито вьют себе гнезда на березках, … уже покривились от времени. Птицы
счастливы вновь оказаться в родных местах. Кажется, … их радостный гомон,
крики, шум от взмахов крыльев разносятся по всей округе.
Для справок: и, но, которые, что.
Проверка карточки № 1 – 15 слайд
Карточка № 2
Задание: Восстановите в данном тексте союзы,
расставьте знаки препинания.
А.К.Саврасов
— один из основоположников русской пейзажной живописи. Своей картиной «Грачи
прилетели» художник передает состояние природы, которое она испытывает ранней
весной. Чуть пригрело солнышко … в воздухе запахло весной. Поля виднеющиеся
вдали уже освободились от снега. Талая вода пропитала потемневшие сугробы …
наполнила пруд. Высокое весеннее небо еще не стало чистым … голубизна уже
проглядывает сквозь облака.
Грачи
прилетевшие с юга деловито вьют себе гнезда на березках … уже покривились от
времени. Птицы счастливы вновь оказаться в родных местах. Кажется … их
радостный гомон крики шум от взмахов крыльев разносятся по всей округе.
Задание: Восстановите в данном тексте союзы,
расставьте знаки препинания, объясните правописание пропущенных орфограмм.
А.К.Саврасов
— один из основоположников русской пейзажной живописи. Своей картиной «Грачи
пр…летели» художник передает состояние природы, которое она испытывает ран…ей
весной. Чуть пр…грело солнышко … в воздухе запахло в…сной. Поля виднеющиеся
вдали уже освободились от снега. Талая вода пропитала потемневшие сугробы …
наполнила пруд. Высокое весен…ее небо еще не стало чистым … голубизна уже
проглядывает сквозь облака.
Грачи прилетевшие с юга деловито вьют себе
гнезда на березках … уже покривились от времени. Птицы счас…ливы вновь
оказаться в родных местах. Кажется … их радос…ный гомон крики шум от взмахов крыльев
разносятся по всей округе.
Веселая минутка.
- Вы на середине пути. Настало время привала. Но ваш отдых
будет творческим.
ШАРАДЫ.
1. Две ноты, союз, Все вместе - игра, В которую любит Играть детвора. (До-ми-но)
2. Мой
первый слог - на дереве.
Второй мой
слог - союз.
А в
целом я материя
И на костюм
гожусь. (Сук-но)
3. Союз, предлог и
падежная форма
Личного местоимения
Дают нам вкусный плод
Южноамериканского растения. (а-на-нас)
18 слайд
Здесь мы мечтали
отдохнуть. Но не тут-то было! Лишь только мы прибыли в деревню, как нас окружили
плачущие люди.
Они просили нашей
помощи. Оказалось, они потеряли ключи грамотности и теперь говорят и пишут с
ошибками. Вот такие стишки они сочиняли.
19 слайд (шуточные задания) 20 слайд Следующая станция « Сортировочная» (4)
Выборочно-распределительный диктант-цифровой.
(цель: закрепить умение
определять разряды союзов)
21 слайд
Задание: Выпишите в 1 колонку
номера предложений с сочинительными союзами, а во 2 колонку — с
подчинительными.
1. Грачи радостно и
громко провозглашают о приходе весны. 2. Хотя еще нет яркого солнца, сквозь
свинцово-белые облака уже голубеет край неба. 3. Кажется, что весну ждали не
только грачи, но и церквушка, виднеющаяся за деревьями, забор, освещенный
весенним солнцем. 4. Робкие лучи солнца проложили по снегу голубые тени, он
стал рыхлым, пористым, будто вата. 5. Солнца нет, однако в воздухе пахнет
весной.
КЛЮЧ 22
слайд
Сочинительные
союзы
|
Подчинительные
союзы и союзные слова
|
1. И
|
2. Хотя
|
3. Не
только…. , но и
|
3. Что
|
5. Однако
|
4. Будто
|
- Составьте схему
последнего предложения.
III этап: На этом
этапе работы проверяется умение учащихся использовать союзы в собственной речи.
Следующая остановка « Творческая» (5)
а) Работа по развитию речи.
- Действительно, мы
очень часто употребляем союзы в речи, потому что они помогают нам соединить
однородные члены и части сложного предложения. Это делает нашу речь
выразительнее, богаче, но иногда мы
допускаем ошибки.
24 слайд
Задание: Вам предстоит исправить грамматические
ошибки, заменив деепричастные обороты синонимичными конструкциями (сложными
предложениями или предложениями с однородными членами), а заодно вспомнить
деепричастный оборот.
1. Рассматривая картину, чувствуется отношение художника к
родному краю.
2. А.К.Саврасов, заметив удивительное в окружающем мире, и
рассказал об этом людям.
3.
Художник, тщательно
прописав каждую веточку не только на дереве, но и на снегу, на земле, и с
любовью изобразил на ближнем плане грача с веточкой в клюве.
КЛЮЧ 25
слайд
1. Когда мы рассматриваем
картину, то чувствуем отношение художника к родному краю.
2. А.К.Саврасов заметил
удивительное в окружающем мире и рассказал об этом людям.
3. Художник тщательно
прописал каждую веточку не только на дереве, но и на снегу, на земле, и с
любовью изобразил на ближнем плане грача с веточкой в клюве.
б) Работа с разноуровневыми карточками.
- Мы продолжаем работу
над обобщением темы, и я хочу вам предложить продемонстрировать уровень своих
знаний по разделу «Слитное написание союзов также,
тоже, зато»
Карточка 1. Раскройте скобки.
Как (будто) тянутся к
солнцу; что(бы) построить дом; пасмурный, за(то) по-весеннему радостный;
церквушка то(же) согрета солнцем; спряталась за(то) дерево; здесь то(же) вода.
26 слайд
Карточка 2. Представьте, что вам
нужно описать весенний день. Составьте предложения с данными сочетаниями, чтобы
их можно было использовать в вашем тексте. Раскройте скобки.
Как(будто) тянутся к
солнцу; что(бы) построить дом; пасмурный, за(то) по-весеннему радостный;
церквушка то(же) согрета солнцем; спряталась за(то) дерево; здесь то(же) вода;
забор то(же) обласкан теплым солнцем.
Для справок: искривленный, весенний, неяркий, солнечный.
Карточка 3. Сделать синтаксический
разбор. Определить разряд союза.
Пригрело солнышко, и в воздухе запахло весной.
27 слайд
Итоги урока.
Сегодня мы вспомнили
понятие «Союз», показали, что мы знаем разряды союзов по значению, умеем
правильно и уместно употреблять их в речи, кроме того мы вспомнили тему
«Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато». А еще мы
познакомились с удивительной картиной А.К.Саврасова «Грачи прилетели».
Выставление оценок.
Итак, друзья, пришла пора проститься…
И я хочу вам пожелать:
Всегда с охотою учиться,
Всегда с охотою трудиться
И никогда не унывать. |