Ход урока
2 слайд
1.
Орфоэпическая разминка.
Звонит, ходатайствовать,
кухонный, сливовый, эпилог, алкоголь, газопровод, кашлянуть, жалюзи, духовник,
иконопись, мастерски.
3 слайд
2.
Укажите вид связи в словосочетаниях:
Его учебник, прибыть вовремя,
увидеть его, сменить одежду, красивый цветок, первый ученик, книга из
библиотеки, медленно поворачиваясь, моя тетрадь
3.
Опрос. Индивидуальные задания
- Рассказать об обособлении
обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами (2 чел.) Эти же учащиеся получают практическое задание
расставить знаки препинания.
1) Остап воодушёвлённый красотами Кавказа кричал
что-то стараясь перебороть грохот и стоны Терека.
2) Великий комбинатор заложив руки в карманы гулял вдоль борта не замечая оставшегося на берегу Воробьянинова.
Задание классу:
Найти обособленные
обстоятельства в домашнем задании.
4 слайд
4.
Обособление одиночных деепричастий. Изучение нового.
1) Одиночные деепричастия
Выделяются запятыми независимо от места в предложении, за исключением тех, которые тесно связаны со сказуемым (И долго мужики стоят
зевая. (Н.В.Гоголь)
Одиночные деепричастия не следует
смешивать с образованными от них наречиями стоя, лёжа, молча, не спеша,
шутя, не шутя, играючи, припеваючи, которые
не выделяются запятыми.
5
слайд
2) Два одиночных деепричастия обособляются
если выступают в роли однородных обстоятельств: Зевая и потягиваясь, сестры Золушки вошли в комнату, где ждала их
мачеха.
В данном случае деепричастия обозначают
дополнительные действия, их значение может быть различным.
6
слайд
3) Одиночное деепричастие обособляется
если сохраняет значение глагольности, выступая в роли второстепенного
сказуемого, указывая на время действия, его причину, условие, но не на образ
действия: После бала гости разъехались, не успокоившись. Убежав, Золушка потеряла туфельку.
Для проверки можно изменить в уме
предложение, заменив деепричастие на соответствующий глагол или сделать из
простого предложения сложное, где деепричастие окажется синонимично
придаточному предложению: Когда Золушка
убежала, она потеряла туфельку. Все хотя и не успокоились, но разъехались.
7
слайд
4) Одиночные деепричастия не обособляются если имеют тесную связь со
сказуемым или если хотя бы одно из них потеряло значение глагольности: Мачеха вошла в комнату не постучавшись.
Король слез с трона молча и не торопясь.
И в первом, и во втором случаях деепричастия
оказываются обстоятельствами образа действия и не могут быть заменены глаголами:
*Король слез и молчал и не торопился. Но вполне возможна замена
существительными: Мачеха вошла в
комнату без стука.
8
слайд
5) Обособление и необособление одиночного деепричастия может быть связано с
его МЕСТОМ в предложении
Одно и то же слово может не обособляться в
начале и в конце предложения, но обособляется в середине: Сестры мерили туфельку не торопясь. По дороге, не торопясь, Золушка
рассматривала окрестности.
В первом случае перед нами обстоятельство
образа действия ( =неторопливо), во
втором – обстоятельство причины (= так как не торопилась)
5.
Закрепление
1)
Упр. 374 (по вариантам), 375 (по вариантам), 376
(устно)
9 слайд
2) Обособляются ли обстоятельства?
1)
Не спеша
бегут лошади среди зелёных холмистых полей. (И. Бунин).
2)
Дмитрий
слушал его нахмурясь. (М. Горький).
3)
Месяц,
золотясь, спускался к степи. (Л. Т.)
4)
Казаки
разъехались, не договорившись. (М.Шолохов)
5)
Чайки
бродят по отмели и лишь изредка хрипло вскрикивают задыхаясь. (М.Г.)
6)
Кучер мой слез
молча и не торопясь. (Т.).
10 слайд
6.
Построение предложений с деепричастными оборотами
1) Деепричастие, указывающее на дополнительное
действие, должно вводиться в предложение, где названо основное действие,
причем субъект обоих действий должен быть одинаков: Войдя в комнату, Петя поздоровался. Петя и вошел в комнату, и
поздоровался. Если это правило не соблюдено, возникает ошибка: Приехав в Москву, Таня была тепло встречена
родными. Ошибка в том, что Таня оказалась одновременно субъектом одного
действия, и объектом другого. Вернувшись
домой, у меня заболела голова . Неясно, откуда голова вернулась?!.
11
слайд
2) Употребление деепричастного оборота в
безличном предложении допустимо, но только если субъект един, хотя и
мыслящийся, а не выраженный подлежащим:
Переходя
ко второму вопросу, следует остановиться на таких проблемах…
Докладчик и в том, и в другом случае мыслит
субъектом себя. Но неправильно: Слушая её
увлекательный рассказ, на улице стемнело. Субъекта основного глагольного
действия "стемнеть" нет и быть не может.
12
слайд
7.
Тренировочные задания по усвоению синтаксических
норм
Задание №1 Продолжите предложение….
1. Выбрав пьесу,
1) оказалось, что там слишком много ролей.
2) началось распределение ролей.
3) была назначена первая репетиция.
4) мы немедленно начали репетировать.
13 слайд
2. Принадлежа к тому или иному
сословию,
1) важная роль отводилась внешнему виду человека.
2) об этом говорила одежда и весь внешний облик человека.
3) человек должен был носить соответствующую одежду.
4) одежда человека должна соответствовать его статусу.
14 слайд
3. Закрыв книгу,
1) постарайтесь по памяти восстановить текст стихотворения.
2) герои недолго остаются в памяти.
3) мне вспомнилось о летнем отдыхе на берегу моря.
4) всё прочитанное сразу же забывается.
15 слайд
4. Читая стихи,
1) все слушали с интересом.
2) мне вспомнилось прошедшее лето.
3) обращайте внимание на ритм.
4) создаётся впечатление, что всё было на самом деле.
16 слайд
5. Начиная новый абзац,
1) есть обычай писать с отступом, то есть с красной строки.
2) существует правило писать с красной строки.
3) используют отступ, то есть пишут с красной строки.
4) давно возникла традиция писать с красной строки.
17 слайд
6. Работая над рецензией,
1) не подменяйте оценку текста простым пересказом содержания.
2) главная мысль определяется не сразу.
3) анализируется художественное своеобразие текста.
4) учеником была дана оценка прочитанного.
18 слайд
7. Держась за буксирную верёвку,
1) другой её конец прикреплён к катеру.
2) ноги воднолыжника должны быть слегка согнуты.
3) можно мчаться со скоростью 60 км в час.
4) катер мчит воднолыжника по волнам.
19 слайд
Задание №2.
Исправьте следующие предложения с
ошибкой в употреблении деепричастного оборота, заменяя грамматически
неправильное продолжение предложения своим.
1) Набирая номер междугороднего абонента, в трубке телефона раздались
гудки. 2) Выясняя происхождение географических названий, учитывается целый ряд
факторов: время, ландшафт, история народа. 3) Читая этот рассказ Платонова,
вспоминаются стихи Пушкина. 4) Начиная работу с текстом, мной был неверно
определён размер. 5) Преодолевая барьер, наездником должны соблюдаться
определённые правила. 6) Допуская грамматические ошибки в речи, слушателями с
трудом воспринимается её содержание. 7) Работая в группе, были достигнуты
значительные результаты. 8) Проезжая мимо вокзала, у меня слетела шляпа. 9) Любуясь
закатом, меня искусали комары. 10) Рисуя море, тревога моя постепенно улеглась.
11) Проведя раскопки на островах Океании, выяснились неизвестные раньше факты.
Домашнее задание
§ 196, упр. 371