Цель: Подготовка к государственной итоговой аттестации.
Задача:
1. Анализ сочинений-рассуждений.
2. Повторение навыков орфографии.
3. Написание сочинения-рассуждения.
1. Организационный момент.
2. Словарная диктовка.
Бессмертная пьеса, испытывает чувство неловкости, беспечное существование, беспощадная логика, не рассчитывал встретить поддержки, восстанавливает всех против себя, навсегда расстаться. (Самопроверка).
- Каким орфографическим правилом объединены эти словосочетания? (Буквы З-, С- на конце приставок).
- Все эти словосочетания относятся к одному произведению. Какому? (А.С.Грибоедов «Горе от ума»). В течение нашего урока мы еще не раз обратимся к этому произведению, которое изучаем сейчас на уроках литературы.
- В конце этого учебного года нам предстоит прохождение государственной итоговой аттестации в условиях независимого оценивания. Мы уже познакомились со структурой экзамена, третья часть которого – сочинение-рассуждение. Что нам известно об этой части экзаменационной работы? (Нам предстоит написать сочинение-рассуждение. Мы можем выбрать – писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему или на тему, по данному нам тексту).
- Цель нашего урока: посредством анализа сочинений-рассуждений увидеть и не допустить подобных ошибок в своих работах.
- Назовите структуру сочинения-рассуждения (тезис, аргумент (+ пример), аргумент (+ пример), вывод).
- Главным героем комедии является Александр Андреевич Чацкий. Разочаровавшись в московском обществе, он произносит такие строки:
«А судьи кто? –
За древностию лет К свободной жизни их вражда непримирима…»
- Дома вам нужно было подобрать синонимы к слову судьи (жюри, эксперт) и выяснить значение этих слов в толковом словаре.
(Судья – многозначное слово. 1. Должностное лицо, разрешающее дела в суде. 2. В спортивных играх, состязаниях. Человек, который судит. 3. Тот, кто судит, высказывает мнение, дает оценку (А судьи кто? – говорится в значении: эти люди не могут осуждать. Жюри – группа экспертов, определяющие призовые места, присуждающая премии, награды на выставках, конкурсах, состязаниях. Эксперт – специалист, дающий заключение при рассмотрении какого-нибудь вопроса.)
- Проверку работ проводят независимые эксперты. На наших уроках и элективных курсах мы уже познакомились с написанием сочинения-рассуждения. Сегодня мы с вами побудем экспертами и попробуем оценить предложенные нашему вниманию работы.
- Обратимся к нашим папкам. Посмотрим на таблицу № 2, в которой представлены критерии оценки сочинения на лингвистическую тему. (Чтение критериев).
- Что мы узнали, просмотрев таблицу? (Максимальный балл за сочинение-рассуждение – 7. Оно оценивается по четырем критериям: наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос, наличие примеров-аргументов, смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения, композиционная стройность работы).
- Нам предстоит оценивать сочинение-рассуждение на тему: «Зачем нужны кавычки»? (Ученикам раздаются листы с написанным сочинением). Если вы забыли функции знаков препинания, то можно посмотреть в папки и вспомнить о них (в наших папках указаны функции знаков препинания).
- Нашему вниманию представлен текст и три сочинения-рассуждения. (Ученики делятся на группы по 4 человека. Каждому ученику в группе достается оценивание одного критерия). (Ученики высказывают свое мнение, рассказывают о выставленных баллах, доказывают свою точку зрения).
- Подведем итог нашего урока. Что нового мы узнали? (Мы узнали о критериях оценивания сочинений-рассуждений. Увидели ошибки, которые допускают учащиеся. Это мы должны учитывать, когда сами будем писать сочинение. Я вспомнил о роли кавычек на письме.)
Домашнее задание.
Написать сочинение-рассуждение на тему: «Зачем нужна пунктуация» (текст раздается детям). |