Повторение в начале года
Карточка № 1
1. Образуйте от существительных прилагательные с суффиксами –к-, -ск-. Суффиксы выделите. Образец: ткач – ткацкий, город – городской.
Рыбак, кузнец, турок, француз, стрелец, гигант, моряк, лейтенант, Кавказ, Русь, калмык
2. Образуйте от существительных, данных в скобках, прилагательные с суффиксами –н- и –нн-. Выделите эти суффиксы. Расставьте пропущенные знаки препинания.
Стояла (лёд) осень. Изредка раздавались то (мышь) писк то (голубь) клёкот то (оса) жужжание. (Земля) работы были в самом разгаре поэтому кругом лежали (глина) кучи был снят (трава) покров. Отлетали последние (гусь) стаи а трава по утрам была словно (стекло). С соседнего (овёс) поля тянуло сжатым хлебом были разбросаны (дерево) ручки лопат и вил.
Карточка № 2
1. Спишите, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Выполните синтаксический разбор 5 и 8 предложений.
1) На л..сных тр..пинках пр..валивался под ногами снег.
2) В густой еловой чащ..бе тихо п..свистывает ря..чик.
3) Тихо п..трескива..т костёр.
4) Алым золотом о..свечивают мачты.
5) Я любовался узором заяч..их и лис..их следов.
6) Ежи заб..рались передними лапами в собач..ю чашку и тихонько пофыркивали.
7) Они не боялись людей спокойно бегали по комнатам и не пытались свертыват..ся в клубочек.
8) В кустах пересвистывались и перелетали веселые птич..ки.
9) Над кувшинками летали и пр..саживались легкие стрекозы.
Карточка № 3
Спишите текст. Озаглавьте его. Числительные распишите словами. Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки. Подчеркните грамматические основы предложений.
Зна..шь (ли) ты, что в (Д,д)ревней (Р,р)уси культура д..стигла высокого уровня развития и многие ж..тели знали грам..оту? Чтобы вн..сти в науку это утв..рждение, учёным потребовались долгие годы труда. Ещё до (не)давнего врем..ни мы знали, что в (Д,д)ревней (Р,р)уси читать и писать умели лишь б..гатые люди. Но вот в 1951 году было ..делано важное открытие: (во)время ра..копок в (Н,н)овгороде были обнаружены под сл..ями старой м..стовой какие(то) деревя..ые стру..ки с нацарапа..ыми на них письменами. При изучени.. их ок..залось, что эти пот..мневшие от влаги и врем..ни тонкие кусоч..ки дер..ва были обыкнове..ой берестой, а нанесённые на них знаки были письмами древних новгородцев. Эти письма предст..вляли собой д..ловые письма жалобы крест..ян на их угн..тение частную переписку. Всё это позволило ..делать вывод что грам..тность была распр..странена и среди простого народа. |