Меню сайта
Категории раздела
Уроки русского языка [65] Уроки литературы [235]
Подготовка к ОГЭ [42] Внеклассные мероприятия по русскому языку и литературе [22]
Теоретические и методические сведения [4] Подготовка к ЕГЭ [12]
Исследовательские проекты учащихся [10] Материалы для самостоятельной работы [67]
Диафильмы [16] Основы смыслового чтения [2]
Мини-чат
Наш опрос
Какая страница сайта понравилась Вам больше всего?
Всего ответов: 301
Были в гостях
html counterсчетчик посетителей сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Материалы для самостоятельной работы

9 класс. Комплексный анализ текста

Комплексный анализ текста

Карточка № 1

Спиши текст, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания. Подчеркните грамматические основы, выпишите по три словосочетания: согласование, управление, примыкание.

Красносельская скань

Стари..ое село Красное широко извес..ный ювелирный центр России расположе..о (не)подалёку от древней Костромы на берегу Волги. (Из)давн.. ..десь живут волшебники сканного дела. Скань это ажурные и напая..ые (на)мета..ический фон узоры ..дела..ые из тонкой проволоки гла..кой или свитой в верёвоч..ки из двух-трёх нитей часто сплюще..ых в ленточ..ки. Проволока бывает з..л..той серебря..ой или медной позолоче..ой либо посеребрё..ой.

(Из)глубины веков дошли до нас замечательные образцы (древне)рус..кой скани с чарующим глаз хру..кими завитками и микроскопической серебр..ной зернью.

Любят красносельские мастера изображать сказоч..ных (жар)птиц удалые ру..кие тройки ра..писные волжские ладьи всё то что ра..пол..гает к радужным переливам золотистых и серебристых тонов к ажурности и изяществу.

Художники (не)увл..кают..ся величиной изделия большей част..ю (не)велики сантиметров пять десять стремясь в своём ис..кус..тве раскрыть тонкость и своеобразие сканной техники.

Карточка № 2

Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Выпишите по три словосочетания. Подчеркните грамматические основы предложений.

Основ..пол..жником науки о русском языке первым наш..м лингвистом был М.В.Ломоносов. Он всю ж..знь просл..влял русский язык вид..л в нём "вел..колепие гишпанского живость француз..кого крепость немец..кого нежность италианского, сверх того, бога..ство и сильную в изобр..жениях краткость греческого и латинского языка". Ломоносовым написа..а первая "Российская гра..атика" (1755) и книга по ораторскому ис..кус..тву "Р..торика" (1748). Сравнивая язык с "безмерно широким полем или лучше сказать едва пр..делы имеющим морем". Ломоносов создал новый литературный язык соч..тая книжнославянские слова с народно-разговорной речью. Словарный состав гра..атические особе..ости языка Петровской эпохи предст..вляли собой довольно пёструю картину - бурно разв..вались торговля промышле..ость культура созд..вались новая армия и флот - всё это требовало новых форм выр..жения. Описание норм литературного языка сдела..ое Ломоносовым вн..сло порядок и п..строту слов и форм речи того врем..ни. Р..форма Ломоносова ок..зала гр..мадное воздействие на судьбы русского язык..знания и русской литературы.

Карточка № 3

Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Выпишите словосочетания. Подчеркните грамматические основы предложений.

Вдру.. пр..неслись изд..ли какие(то) стран..ые мерные звуки. То был (не)человеческий голос (не)рожок (не)гусли а что(то) похож..е на шум ветра в трос..нике если(бы) трос..ник мог зв..неть как стекло или струны.

Звуки лились мерно и заунывно то звонкими серебрян..ыми струями то подобные шуму колебл..мого леса вдру.. замолкли как буд(то) в порыв.. степного ветра.

(В)дали нач..лся как буд(то) новый порыв вихря обр..тился в длин..ые грустно(пр..ятные) переливы и через (н..)сколько врем..ни кон..чился отрывисто подобно конскому фырканью.

Но тут ра..дались новые звуки гораздо зв..нчее. Казалось множество колокольцев звенели (без)остановоч..но. Грус..ные заунывные звуки см..нялись весёлыми но то была (не)рус..кая грусть и (не)рус..кая удаль. Тут отр..жалось дикое величие к..чующего плем..ни и б..гатырские набеги и переходы народов из края в край и тоска по (не)ивес..ной прев..бытной родине.

Карточка № 4

Спишите, расставьте знаки препинания. Подчеркните грамматические основы. Выпишите по три словосочетания.

Капуста одна из древних овощных культур. В Древн..й Греции и Риме капуста сч..талась св.щен..ой пищей богов. Когда(то) капусту называли садовой головой так как в.ллок капусты по форме напом..нает голову человека а в значени.. "огород" употр..бляли слово "сад". Таким образом употр..бляя выр..жение "голова садовая" мы шутливо сранива..м голову человека с кочаном капусты. Пог..ворка эта имеет значение "(не)сообразительный (не)расторопный (не)ловкий человек разиня".

Квасить капусту заг..тавливая её (в)прок первыми научились древни.. сл..вяне. Осенью собрав урожай пр..ступали к рубке капусты для квашения. В этой работе пр..нимали участие все члены семьи (не)редко и соседи. Это кол..ективное мер..приятие назван..ое капустником сопров..ждалось шутками песнями весёлыми играми и забавами. Слово "капустник" дож..ло до наших дней но пр..обрело переносный смысл. Так называют теперь вечер сам..деятельности с разно..бразными номерами шутливо-пародийного х..рактера связан..ыми с жизнью кол..ектива.

Категория: Материалы для самостоятельной работы | Добавил: tshepelenko (15.09.2021) | Автор: Шепеленко Татьяна Анатольевна E W
Просмотров: 996 | Комментарии: 1 | Теги: комплексный анализ текста 9 класс | Рейтинг: 4.7/6
Всего комментариев: 1
1 abobus_11  
0
ДА

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Проверка слова
Словари русского языка
www.gramota.ru
Прогноз погоды
Друзья сайта
  • Ucoz - бесплатный конструктор сайтов
  • Федеральный институт педагогических измерений.
  • Сайт Голдиной Л.В.
  • К уроку.ру
  • Педсовет.орг
  • Открытый класс
  • Кулинарные рецепты