Презентация
1 слайд
ЕГЭ по литературе (2012)
Единый
государственный экзамен представляет собой форму объективной оценки качества
подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего
образования, с использованием заданий контрольных измерительных материалов.
Результаты ЕГЭ
по литературе признаются образовательными учреждениями среднего
профессионального образования и образовательными учреждениями высшего
профессионального образования как результаты вступительных испытаний по
литературе.
До введения
ЕГЭ литература обязательно сдавалась при окончании школы в виде сочинения, и
оценка выставлялась сразу по двум предметам: литературе – за качество текста и
раскрытие основной идеи, свое мнение и знание мнений критиков и русскому языку
– за отсутствие ошибок. Теперь ЕГЭ по литературе сдает лишь 5%
выпускников. Это происходит потому, что литература нужна для поступления на не
самые популярные специальности: филолог, лингвист и преподаватель русского и
литературы.
2 слайд
Общие цифры ЕГЭ по литературе
|
Год
|
2010
|
2011
|
Минимальный балл ЕГЭ
|
29
|
32
|
Средний балл
|
57,59
|
57,15
|
Количество сдававших
|
54313
|
39317
|
Не сдали ЕГЭ, %
|
5,0
|
5,0
|
Количество учащихся, набравших 100 баллов
|
422
|
355
|
% сдававших не приступивших к части С
|
1,68
|
|
Экзаменационная
работа по литературе состоит из 3 частей.
3 слайд
Часть 1
включает в себя анализ фрагмента эпического, или лироэпического, или
драматического произведения: 7 заданий с кратким ответом (В1 – В7), требующих
написания слова, или сочетания слов, или последовательности цифр. Например:
4 слайд
В1 – Назовите
литературное направление, в русле которого развивалось творчество И.С.Тургенева
и принципы которого нашли свое воплощение в «Отцах и детях» (Реализм).
5 слайд
В4 –
Установите соответствие между персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и
их дальнейшей судьбой. К каждой позиции первого столбца подберите
соответствующую позицию из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ
|
ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА
|
А) Евгений Базаров
|
1) получает ранение на дуэли
|
Б) Николай Кирсанов
|
2) женится на сестре Одинцовой
|
В) Павел Кирсанов
|
3) умирает от тяжелой болезни
|
|
4) делает Фенечку законной женой
|
Ответ запишите
цифрами в таблице и перенесите в бланк ответов № 1.
6 слайд
Также в первой
части 2 задания с развернутым ответом (С1 – С2), в объеме 5 – 10 предложений.
С1 – Как в
данном эпизоде «Отцов и детей» намечается основной конфликт произведения?
С2 – В каких
произведениях русской классики отображен конфликт между представителями разных
поколений и в чем эти произведения можно сопоставить с тургеневскими «Отцами и
детьми»?
7 слайд
Часть 2
включает в себя анализ лирического произведения: 5 заданий с кратким ответом
(В8 – В12).
8 слайд
Например, дано
стихотворение А.Блока «Россия» и задания к нему.
В8 – Назовите
модернистское поэтическое течение начала XX века, одним из ярких представителей которого являлся А.Блок
(Символизм).
9 слайд
Пускай заманит и обманет, -
Не пропадёшь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты…
В11 – Из
приведенного ниже перечня выберите три названия художественных средств и
приемов, использованных поэтом в четвертой строфе данного стихотворения.
1) гипербола
2) инверсия
3) ирония
4) эпитет
5) звукопись
Впишите
соответствующие номера в таблицу в порядке возрастания и перенесите в бланк
ответов № 1.
10 слайд
Также во
второй части 2 задания с развернутым ответом в объеме 5 – 10 предложений (С3 –
С4).
С3 – Каким
чувством проникнуто обращение поэта к России?
Выполняя
задания С1 – С4, ученик должен постараться сформулировать прямой связный ответ
на поставленный вопрос, избегая пространных вступлений и характеристик,
соблюдая нормы речи.
Указание на
объем развернутых ответов в частях 1 и 2 условно; оценка ответа зависит от его
содержательности.
11 слайд
Часть 3
включает 3 задания, из которых нужно выбрать только одно и дать на него
развернутый аргументированный ответ в жанре сочинения на литературную тему
объемом не менее 200 слов.
С5.1. Как в
поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» отражено столкновение мечты с действительностью?
С5.2. В чем
смысл сопоставления образов Екатерины и Варвары? (По пьесе А.Н.Островского
«Гроза»).
С5.3. Как в
прозе М.А.Булгакова раскрывается тема нравственного выбора человека? (По роману
«Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита»).
При выполнении
заданий с развернутым ответом нужно опираться на авторскую позицию,
формулировать свою точку зрения, использовать теоретико-литературные понятия
для анализа произведения.
Продолжительность
ЕГЭ по литературе 240 минут (4 часа). Рекомендовано не более 2 часов отвести на
выполнение заданий частей 1 и 2, а на 3 часть – 2 часа.
При выполнении
заданий учащимся предлагается пользоваться черновиком, записи в нем не
учитываются при оценке работы.
12 слайд
Общее распределение заданий по уровню
сложности
Уровень сложности
|
Обозначение заданий
в работе
|
Тип заданий
|
Число заданий
|
Максимальный
первичный балл
|
% максимального
балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла
за всю работу, равного 42
|
Базовый
|
В1 – В12
|
С кратким ответом
|
12
|
12
|
29%
|
Повышенный
|
С1 – С4
|
С развернутым
ответом
|
4
|
16
|
38%
|
Высокий
|
С5.1. – С5.3
|
С развернутым
ответом
|
1
|
14
|
33%
|
Итого
|
17
|
42
|
100%
|
13 слайд
Система оценивания выполнения отдельных заданий
и экзаменационной работы в целом
За каждый
верный ответ при выполнении заданий с кратким ответом частей 1 и 2 выпускник
получает 1 балл. Ответ, содержащий набор цифр считается правильным, если все
цифры приведены верно, с соблюдением указанной последовательности.
Оценка
выполнения заданий, требующих написания развернутого ответа, определяется
экспертным путем.
Задания С1 и
С3 оцениваются по двум критериям:
- «Глубина
приводимых суждений и убедительности аргументов».
- «Следование
нормам речи».
Если при
проверке заданий С1 и С3 по первому критерию ставится 0 баллов, задание по
второму критерию не оценивается. Таким образом, за успешное выполнение каждого
из заданий С1 и С3 экзаменуемый получает максимально 4 балла.
Задания С2 и
С4 оцениваются по одному критерию: «Включение произведения в литературный
контекст и убедительность аргументов». За успешное выполнение каждого из
задания С2 и С4 экзаменуемый получает максимально 4 балла.
14 слайд
Задание части3
(С5) оценивается по пяти критериям:
- «Глубина раскрытия
темы сочинения и убедительность суждений»,
- «Уровень
владения теоретико-литературными понятиями»,
-
«Обоснованность привлечения текста произведения»,
-
«Композиционная цельность и логичность изложения»,
- «Следование
нормам речи».
Максимальный балл
по критерию «Уровень владения теоретико-литературными понятиями» составляет 2
балла, по каждому из остальных критериев максимальный балл – 3. Максимальный
балл за выполнение задания С5 – 14.
Задание С5
считается невыполненным, если экзаменуемый по первому критерию получает 0
баллов (задание дальше не проверяется).
15 слайд
Изменения (2012)
В систему
оценивания внесены существенные
изменения (в систему оценивания).
1. По итогам
апробации в блок заданий базового уровня сложности введены новые задания на
установление соответствия и на множественный выбор из перечня с целью усиления
дифференцирующей способности частей 1 и 2 работы (общее число базовых заданий осталось
неизменным: В1–В12).
2. Существенно
усовершенствована система проверки и оценивания выполнения заданий, требующих
написания развернутого ответа:
- При
оценивании заданий С1 и С3 в ЕГЭ по литературе 2012 г. учитывается речевое
оформление ответов.
- Уточнены
названия критериев, существенно переработаны формулировки большей части
критериев заданий С1–С5. Максимальный балл по критерию «Уровень владения
теоретико-литературными понятиями» уменьшен с 3 до 2 баллов.
-
Принципиально переработаны критерии проверки и оценивания выполнения заданий С2
и С4 (вместо трех введено четыре позиции оценивания). Изменения привели к
увеличению максимального балла с 3 до 4. - В результате максимальный балл за экзаменационную работу в целом увеличился с 39 до 42.
|