Презентация
1 слайд
Сказки народов России. «Падчерица».
(Конспект урока литературы. 5 класс)
2 слайд
Цели:
- выявление
нравственной основы сказок о падчерице и мачехе, значения понятия «бродячий
сюжет», отличий народной и литературной сказки;
- формирование
навыков художественного пересказа, чтение по ролям, работа с иллюстрациями;
- формирование
нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления смысла понятия
«духовное богатство» и определения идеи народных и литературных сказок о мачехе
и падчерице.
Ход
урока
Организационный
момент. Вступительное слово учителя.
Обращение к
рисункам учащихся. Почему именно такими вы представляете себе героев сказки?
3 слайд
Беседа
- Как
относится мачеха к падчерице?
4 слайд
Выразительное
чтение от слов «Во времена давно прошедшие была одна злая-презлая женщина…» до
слов «Мачеха рассердилась и выбросила клубок».
5 слайд
- О чем нам
говорит имя героини? Каков ее характер?
Гульбика: Гуль
– цветок, бика – девушка, дама, госпожа.
- Каков
характер дочери мачехи?
- Почему
Гульбика не может вернуться домой к мачехе?
6 слайд
Выразительное
чтение по ролям фрагмента сказки от слов «Наконец настал вечер…» до слов
«Девушка распрощалась с нею, взяла сундучок и, радуясь подарку, пошла домой».
7 слайд
- Можно ли
говорить о том, что Гульбика несколько раз ослушалась приказаний старушки, или
поведение девочки можно охарактеризовать иначе? Как?
- За что
старушка наградила Гульбику?
- За что
наказана мачеха и ее дочка?
8 слайд
Выразительное
чтение эпизода от слов «Девушка вошла в дом, сломала замок на совеем сундучке…»
до конца сказки.
9 слайд
- Кем же была
та старушка, которая помогла падчерице и наказала за нерадивость дочку мачехи?
- К какому
виду сказок относится «Падчерица»: к волшебным сказкам или бытовым? Свой ответ
объясните и докажите примерами.
В основе
сюжета сказки «Падчерица» лежит повествование о преодолении потери (девушка
потеряла клубок) при помощи волшебной помощницы (старушки). Сказка «Падчерица»
относится к жанру волшебной сказки.
- Знаете ли вы
сказки других народов, сюжет которых схож с сюжетом этой народной сказки?
Назовите эти произведения.
10 слайд
«Дочь и
падчерица», «Морозко» - русские сказки.
Похожие
сюжеты, переходящие из одной страны в другую и меняющие свой художественный
облик в зависимости от новой среды своего бытования, называют бродячими.
11 слайд
Типичные
примеры бытования бродячих сюжетов дает сказка. Различают несколько бродячих
сюжетов:
1. Героические
- повествующие о славных подвигах героев, витязей, богатырей.
2.
Волшебно-сказочные – в основу которых легли предания о змеях, волшебных птицах,
скатерти-самобранке.
3.
Сказочно-бытовые – повествующие о бытовых явлениях, нашедших отражение в сказке
(это сюжеты о мачехе и падчерице, о попе и мужике, о похищении жен и девушек).
Сказки о злой
мачехе и падчерице популярны в Европе повсюду. Мачеха хочет извести падчерицу,
заставляет ее постоянно работать и в конце концов прогоняет из дому, оставляя
ее беспомощной на произвол судьбы, но судьба (в виде неодушевленных предметов,
животных, сверхъестественных существ) помогает ей и спасает ее. Выгнанная
падчерица, отвезенная в лес, посланная к Бабе Яге, спасается то ласковой речью,
то с помощью животных или неодушевленных предметов, которым она помогает, то
благодаря своей догадливости. Злобе мачехи противопоставлены скромность и
терпение падчерицы. Это христианский идеал человека – отсюда популярность
сказок о мачехе и падчерице в христианском мире.
- Чем
отличаются сказки «Падчерица» и «Морозко»?
В сказке
«Морозко» появляются новые герои – Морозко, отец Марфуши и др.
Мороз, Морозко
– персонаж славянского сказочного и обрядового фольклора; культ Морозко
косвенно отражен во всех славянских традициях (главным образом в пословицах и
поговорках). У восточных славян представлен сказочный образ Морозко – богатыря,
кузнеца, который сковывает воду «железными» морозами.
Индивидуальное сообщение учащегося о Иване
Яковлевиче Билибине.
12 слайд
Иллюстратором
русской сказки был замечательный художник Иван Яковлевич Билибин (1876 - 1942).
Иван Яковлевич Билибин родился 16 августа 1876 в селе Тарховка (близ Петербурга), в семье военного врача. В 1898 учился в мастерской
художника А.Ашбе в Мюнхене, затем несколько лет занимался
под руководством Ильи Репина в школе-мастерской Марии Тенишевой. Жил преимущественно в
Санкт-Петербурге. После образования художественного объединения «Мир искусства»
становится активным его членом.
Он получил
известность как один из самых своеобразных и оригинальных мастеров графики,
создатель особого типа иллюстрированной книги. Это большого формата тонкая
книга-тетрадь, снабженная крупными цветными рисунками. Художник здесь являлся
не только автором рисунков, но и всех декоративных элементов книги - обложки,
инициалов, особого вида шрифта и орнаментальных украшений.
13 слайд
Обращение к репродукции картины И.Я.Билибина
«Морозко».
- Какой эпизод
сказки изображен на репродукции?
- Какие
особенности характера героев сказки удалось передать художнику?
- Чем похожи
падчерицы из сказки «Падчерица» и «Морозко»?
- Чем
отличаются финалы сказок?
14 слайд
- Знакомы ли
вам авторские сказки, близкие по содержанию сказке «Падчерица»? Назовите их
авторов. (В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович», С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев»).
15 слайд
Пересказ сказки В.Ф.Одоевского «Мороз
Иванович»
- Чем
отличается сказка В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович» от сказок «Падчерица» и «Морозко»?
Сказка «Мороз
Иванович» - литературная, а «Падчерица» и «Морозко» - фольклорная.
16 слайд
Заполнение таблицы (левая часть заполнена,
ученикам предстоит заполнить правую часть)
Отличия
народной и литературной сказок
Народная сказка
|
Литературная сказка
(В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович»)
|
Автор
|
Народ
|
В.Ф.Одоевский
|
Название
|
Название чаще не отражает отношение народа к событиям и
героям
|
В названии дана характеристика героя. Автор называет его
уважительно Мороз Иванович
|
Основа
|
Жизнь народа
|
За основу берется народная сказка
|
Характеры героев
|
Характеры схематичны
|
Герои – яркие индивидуальности
|
Ребята, на
сегодняшнем уроке мы с вами заканчиваем изучение устного народного творчества.
Вам предстоит выполнить небольшую самостоятельную работу.
17 слайд
Самостоятельная
работа
1 задание
Соедините
каждое из приведенных слов с подходящим определением:
Слово
|
Определение
|
1. Терем
|
А) Самобраная
|
2. Болото
|
Б) Дубовый
|
3. Стол
|
В) Высокий
|
4. Скатерть
|
Г) Топкое
|
5. Звери
|
Д) Дремучий
|
6. Море
|
Е) Рыскучие
|
7. Солнце
|
Ж) Красное
|
8. Мороз
|
З) Синее
|
9. Лес
|
И) Лютый
|
Ответ:
1 – В
2 – Г
3 – Б
4 – А
5 – Е
6 – З
7 – Ж
8 – И
9 – Д
18 слайд
2 задание
Вместо точек
вставьте сравнения:
1. Конь летит, как…
|
А) Тесто на опаре
|
2. Царевич растет быстро,
словно…
|
Б) Снег
|
3. Лицо белое, как…
|
В) Небо
|
4. Щеки румяные, как…
|
Г) Заря алая
|
5. Глаза голубые, как…
|
Д) Ветер
|
6. Поднял царевич меч, словно…
|
Е) Пушинка
|
Ответ:
1 – Д
2 – А
3 – Б
4 – Г
5 – В
6 – Е
3 задание
Вместо точек
вставьте пропущенные гиперболы:
1. «Спал он непробудным сном…»
|
А) «Десять человек поднять не
могли»
|
2. «Сделай, кузнец, нам такие
сабли, чтоб..»
|
Б) «Все двенадцать»
|
3. «Как набрал Кащей свою
прежнюю силу, тряхнул цепями и сразу…порвал».
|
В) «Полгода и один день»
|
Ответ:
1 – В
2 – А
3 – Б
Проверка работ, выставление оценок
20 слайд
Домашнее задание
Стр.54 – 61 –
прочитать
Индивидуальное
задание:
1. Сообщение о
первой печатной книге и создателях славянской азбуки.
2. Пересказ
отрывка «Повести временных лет» «Кий, Щек и Хорив».
3. Сообщение
«Происхождение имен и названий легенды о Кие, Щеке и Хориве». 4. Пересказ отрывка "Повести временных лет" "Дань хазарам".
|