2 слайд
Цели урока:
Обучающая: прививать интерес к
русской классической литературе, продолжить знакомство с
личностью и поэзией М.Ю.Лермонтова; нацелить детей на понимание основных тем
творчества поэта; показать злободневность содержания произведений Лермонтова.
Развивающая: развивать интерес к творчеству
поэта, организовать встречу с ним так, чтобы остались у школьника не только
знания, а появился духовный опыт; развить эмоционально-образное и аналитическое
мышление учащихся.
Воспитывающая: воспитывать у ребят чувства
бережного отношения к лирике, воспитывать интерес к стихотворениям поэта.
Оборудование:
портреты М.Ю.Лермонтова; выставка книг поэта; иллюстрированный материал по теме
урока; романс «Парус» (грамзапись), мультимедиа проектор, мультимедийная
презентация.
Ход
урока
- Перевернуты
страницы произведений нашего национального гения А.С.Пушкина и впереди у нас
встреча с другим автором, яркой звездой на небосклоне нашей поэзии
М.Ю.Лермонтовым. В.Г.Белинский писал: «Пушкин умер не без наследника». М.Ю.Лермонтов
был поразительным человеком. Он прожил короткую жизнь, неполных 27 лет, его
литературная слава была оглушительной, а характер соткан из противоречий. Вы
уже знаете это имя и знакомы с некоторыми его произведениями, а многое о нем и
его поэзии услышите впервые.
3 слайд
- Вглядимся в портрет
поэта. Молодой красивый человек, высокий умный лоб, умные, но печальные глаза. Послушайте сонет В.Брюсова
«К портрету М.Ю.Лермонтова».
4 слайд
Казался ты и сумрачным и
властным,
Безумной вспышкой непреклонных
сил;
Но ты мечтал об ангельски прекрасном,
Ты демонски-мятежное любил.
Ты никогда не мог быть
безучастным,
От гимнов ты к проклятиям спешил,
И в жизни верил всем мечтам
напрасным:
Ответа ждал от женщин и могил!
Но не было ответа. И угрюмо
Ты затаил, о чем томилась дума,
И вышел к нам с усмешкой на
устах.
И мы тебя, поэт, не разгадали,
Не поняли младенческой печали
В твоих как будто кованых стихах!
(Сонет читает подготовленный ученик)
- Перед нами
один из стихотворных «портретов» Лермонтова, созданный на рубеже XIX и XX
веков. В этом стихотворении, быть может, наиболее отчетливо выразилось ощущение
противоречивости, изменчивости, загадочности духовного облика поэта.
Иван Сергеевич
Тургенев вспоминает о встрече с Лермонтовым…
«В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое: какой-то сумрачной
и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого
лица, от его больших и неподвижно-темных глаз. Их тяжелый взор странно не
согласовывался с выражением почти детски нежных и выдававшихся губ. Вся его
фигура, приземистая, кривоногая, с большой головой на сутулых, нешироких
плечах, возбуждала ощущение неприятное; но присущую мощь тотчас сознавал
каждый».
5 слайд
Вы видите
лермонтовские портреты разных авторов: Ф. Будкина, Е. Мешкова, Н. Заболоцкого,
П.Е. Заболотского, В. Фаворского, Л. Пастернака, И. Глазунова и других.
- «Итак, в
Лермонтове готовился тот, кто должен был, по словам Николая I, заменить
Пушкина, великий живописец русского быта, по убеждению Гоголя, истинный
печальник народа, по мнению Достоевского, и в ком была сломлена, по словам В.
Розанова, самая крона русской литературы, а не ее боковые сучья, ибо и Гоголь,
и Достоевский, и Толстой, и Некрасов, но все-таки по отношению к Лермонтову,
как и к Пушкину, пусть могучие, все-таки боковые сучья. А еще тот, кто уже
прорывался в космос и умел сурово и благодатно говорить с Богом». Н. Скатов.
6 слайд
Запишем тему
сегодняшнего урока: «М.Ю. Лермонтов – певец родины и свободы».
Эпиграфы: «История души человеческой едва ли не любопытнее и не полезнее
истории целого народа». (М.Ю. Лермонтов) И толковала чернь тупая: «Зачем так
звучно он поет?» (А.С. Пушкин)
- Как
сложилась судьба М.Ю.Лермонтова? Чем усерднее вчитываемся мы в дошедшие до нас
строки воспоминаний, тем более убеждаемся, что Лермонтов действительно был разным
и непохожим – среди беспощадного к нему света и в кругу задушевных друзей, на
людях и в одиночестве, в сражениях и петербургской гостиной, в момент
поэтического вдохновения и на гусарской пирушке. Впрочем, есть книги, которые
содержат самый достоверный лермонтовский портрет, самую глубокую и самую верную
лермонтовскую характеристику. Это его сочинения, в которых он отразился весь,
каким он действительно был и каким хотел быть… Как всякий настоящий, а тем
более великий поэт, Лермонтов исповедовался в своей поэзии, и, перечитывая
томики его сочинений, мы можем узнать историю его души и понять его как поэта и
человека.
- Обратимся к
выставке книг. (Ее представляет подготовленный ученик).
(Чтение учащимся стихотворения «Пиршество»).
На буйном пиршестве задумчив он
сидел
Один, покинутый безумными
друзьями,
И в даль грядущую, закрытую пред
ними,
Душевный взор его смотрел.
И помню я, исполнены печали,
Средь звона чаш, и криков, и
речей,
И песен праздничных, и хохота
гостей,
Его лова пророчески звучали.
Он говорит: «Ликуйте, о, друзья!
Что вам судьбы дряхлеющего мира?
Над вашей головой колеблется
секира,
Но, что ж! Из вас один ее увижу
я».
7 слайд
- Приятелям
запомнилась его любимая поза: облокотившись на одну руку, Лермонтов читает
принесенную из дома книгу, и ничто не может ему помешать: ни разговоры, ни шум.
8 слайд
- Самые яркие,
лучшие, печальные и радостные впечатления – это детские.
Послушайте стихотворение «Ангел», написанное в 1831 году, в котором передается
воспоминание о песне матери, услышанной в 3-х летнем возрасте. Он помнил, что
плакал от нее, и был уверен, что «если бы услыхал ее, она бы произвела прежнее
действие».
- Известный
поэт XX века Д.Мережковский выдвинул предположение, что «вся поэзия Лермонтова
– воспоминание об этой песне, услышанной в прошлой вечности», перед которой
ничтожен весь жизненный опыт. Это радостные и светлые впечатления о детстве,
чувства душевной тяги мятежного поэта к светлому, «ангельски прекрасному».
- Тема свободы звучит в стихотворениях «Тучи» и «Парус».
(Звучит запись романса «Парус»).
Буря под
парусом ему предпочтительнее.
9 слайд
- Одной из
главных тем лирики Лермонтова является тема Родины. Вспомните «Бородино», «Над
Москвой великой златоглавой», «Люблю Отчизну я…» Любимый город у Лермонтова –
Москва. (Чтение стихотворения «Москва»).
10 слайд
- В
стихотворении «Родина» зримый образ России, ее ширь, раздолье. Судьба поэта,
его «проселочный путь» в стихе как сопричастность к судьбам Родины, с ее
неброской, а между тем величественной красотой. (Ученик читает стихотворение).
11, 12 слайды
- Но пришлось
расстаться с Россией. Поэт едет в вынужденную ссылку на Кавказ. Появляется его
стихотворение «Прощай, немытая Россия». Скорбь и боль России: отповедь
прощания. Поэт не по своей воле покидает родину. Это стихотворение-прощание.
«Прощай, немытая Россия» - это «одна, но пламенная страсть», натиск чувств,
страстность отповеди. «Родина» же – стихотворение-размышление. - Еще одно из
любимых мест поэта – Кавказ. «Люблю я Кавказ», - говорил Лермонтов.
(Чтение стихотворения «Кавказ» учащимся).
13 слайд
-
«Тревоги дикие войны». Есть один Кавказ. (Чтение «Казачьей колыбельной).
14 слайд
- Как вы
встретили «Колыбельную»? Что особенно изумило в ней? Какие строки остались в памяти?
- Да, о «злом
чеченце», что точит свой кинжал. Эта тема обрывается, но остается тревога
матери-казачки за судьбу сына, хоть и богатыря, казака, сильного духом! И
образок святой, и благословение. А разве сейчас не отправляют на войну своих
сыновей матери, не благословив их? Ведь совсем недавно закончилась война в
Чечне, и многие семьи потеряли там своих сыновей. «Стихотворение необычно
просто: молодая казачка-мать, ее младенец, колыбельная песня, отец младенца… Но
через изображение простых людей Лермонтов выявил нечто особенное: представление
миллионов людей разных поколений о жизни истинной, основанной на нравственном
долге, любви к Богу и Отчизне. Такова глубинная суть лермонтовского шедевра».
(И.П.Щеблыкин).
15 слайд
- Есть Кавказ
в стихотворении «Валерик». Это картина войны. Кавказской войны. Здесь жанр
письма, редчайший в поэзии. Кажется, что оно написано ради вас. Валерик – это
речка смерти. Совсем недавно мы сидели у экранов телевизоров и ждали новостей о
военных событиях на Кавказе. Плакали родители, братья, сестры и просто чужие
люди, когда видели бои, убитых и раненых мальчишек. Вся страна ждала
возвращения из плена русских солдат. Особенно трагичны были сюжеты пыток и
издевательств над русскими молодыми ребятами. Вот поэтому война на Кавказе,
описанная Лермонтовым, отзывается болью и сейчас у всех нас. - О, если бы
Лермонтов знал, что на Кавказе он погибнет! Если бы поэт знал, как оборвется
его жизнь! И все-таки у него было предчувствие дуэли и смерти. В стихотворении
«Сон» поэт с большой долей точности предугадал свою гибель.
Поэт XX века В. Соловьев писал: «Одного этого стихотворения, конечно,
достаточно, чтобы признать за Лермонтовым врожденный через голову многих
поколений переданный ему гений». (Ученик читает стихотворение «Сон»).
16 слайд
- 15 июля 1841
года у подножья горы Машук в окрестностях Пятигорска был убит русский поэт М.Ю.Лермонтов.
Во время дуэли началась гроза. Молнии рассекали сумрак. Гремел гром. Секунданты
скомандовали сходиться. Лермонтов поднял пистолет дулом вверх и остался на
месте. Его лицо было спокойно, даже весело. Мартынов быстро подошел к барьеру и
застрелил поэта в упор. За раскатом грома выстрела не было слышно. Два часа
тело Лермонтова лежало под ливнем, освещаемое вспышками молний. Поэту было
около 27 лет.
17, 18 слайды Лермонтова похоронили на
Кавказе.
19 слайд В Пятигорске поставлен памятник
на могиле поэта.
20 слайд
Но его бабушка
добилась, чтобы тело было перевезено в имение Тарханы, где сейчас и находится
могила М.Ю.Лермонтова.
21 слайд В Москве есть памятник поэту.
Итоги
урока:
- Да, ему было
неполных 27 лет. И все, что им было создано за 13 лет творчества, - это подвиг
во имя свободы и родины. Это и в стихах, непосредственно написанных о родине, и
в тех, где прямо не говорится ни о родине, ни о свободе, но – о судьбе
поколения, о назначении поэта, об одиноком узнике, о бессмысленном
кровопролитии, об изгнании, о пустоте жизни… Посмотрите еще раз на эпиграфы к
нашему уроку.
- Исследователь творчества Лермонтова И. Андронников писал: «И через всю жизнь
проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строгого, нежного,
властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного,
насмешливого, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей и
проницательным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и
навсегда молодого».
К 190-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова Ю.В. Лебедев написал статью «Звезды
и небо! – а я человек!», в которой дал свое видение творчества поэта и его
личности. В частности он подчеркнул: «Значение творчества Лермонтова в истории
русской литературы огромно. В своей лирике он открыл простор для самоанализа,
самоуглубления, для диалектики души. Этими открытиями воспользуется потом
русская поэзия и проза. Именно Лермонтов решил проблему «поэзии мысли». В своей
лирике он открыл путь к прямому, личностно окрашенному слову и мысли, поставив
это слово и мысль в конкретную жизненную ситуацию и в прямую зависимость от
духовного и душевного состояния поэта в каждую данную минуту…» О прекрасном
поэте хочется закончить также поэтическими строками:
Он был рожден для счастья, для
надежд
И вдохновений мирных! –
Но безумный
Из детских рано вырвался одежд
И сердце бросил в море жизни
шумной,
И мир не пощадил – и Бог не спас!
Но до конца среди волнений
трудных,
В толпе людской и средь пустынь
безлюдных
В нем тихий пламень чувства не
угас…
Домашнее задание.
1. Готовить материал к сочинению
«Мой Лермонтов».
2. Нарисовать иллюстрацию к
понравившемуся стихотворению поэта.
3. Прочитать стихотворения
«Сосед», «Узник», «Желание» и подумать, как в них показана тема неволи
человека.