«Люблю, где случай есть, пороки пощипать»
И.А.Крылов
«Его басни переживут века!»
К.Н.Батюшков
- Добрый день, ребята. Знаете, у меня сегодня плохое настроение. Мне с утра подложили свинью. А люди, которых я встретила с утра, вели себя по-свински. (Реакция детей).
А как вы понимаете выражения «ведет себя по-свински», «подложить свинью»? (совершить подлость, нанести вред). Ежедневно мы с вами сталкиваемся с разными людьми – хорошими и плохими. А как мы определяем, хороший он или плохой? (Ответы детей).
Сегодня на уроке мы попробуем нарисовать портрет человека с положительными качествами. А помогут нам в этом басни И.А.Крылова.
- Откроем тетради и запишем тему нашего сегодняшнего урока «Портрет человека с положительными качествами? (на примере басен И.А.Крылова)».
Сегодня мы повторим жанровые особенности басен И.А.Крылова, рассмотрим на их примере человеческие достоинства и недостатки, проведем викторину, которая поможет рассмотреть и вспомнить басни И.А.Крылова.
- Давайте вспомним, что такое басня? (Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл). - Как возникли басни? (Басни, как и сказки, возникли в далекие времена. Эти произведения передавались из уст в уста. Первым автором, чьи басни были записаны, был древнегреческий баснописец Эзоп, который жил в VI веке до нашей эры. Легенда рассказывает, что Эзоп в своих баснях так настойчиво говорил людям об их пороках, что они обиделись и сбросили его со скалы).
- Сегодняшний урок посвящен творчеству баснописца И.А.Крылова. А кого называют баснописцами? (Баснописцами называют создателей басен).
- Что осуждают и высмеивают баснописцы? (Они высмеивают глупость, зазнайство, грубость, жадность, хитрость, упрямство, лицемерие. Авторы говорят о своих героях с усмешкой, с легким юмором или иронией).
- Что такое ирония? (Ирония – тонкая, скрытая насмешка).
- В баснях используется аллегория. Что это такое? (Аллегория – это в переводе с греческого «иносказание», изображение человека, предмета или явления через другого человека, другой предмет или явление: лиса – хитрый человек, заяц, ягненок – беззащитный человек, волк – злой, бессердечный человек).
- Всякая басня содержит мораль. Что это такое? (Мораль басни – это нравственные правила, которым следуют в обществе и домашней жизни. Мораль может быть в начале и в конце басни).
И.А.Крылов был сторонником просвещения и хотел доказать той части дворян, которые выступали против развития наук (а таких было немало даже при дворе), их неправоту. Басня была сильным оружием в этом споре.
И.А.Крылов был разносторонне одаренным человеком: драматургом, издателем, музыкантом (прекрасно играл на скрипке), художником. А.С.Пушкин высоко ценил И.А.Крылова и называл его «самым народным поэтом, превзошедшим всех баснописцев». Язык басен И.А.Крылова прост и ясен. Стихи звучат как живой, непринужденной разговор.
Баснописец так рассказывает о различных поучительных происшествиях, что читатель видит перед собой яркую живую сценку. Давайте посмотрим одну из них. Инсценирование басни «Свинья под дубом». (Заранее подготовленные ученики)
- По каким жанровым особенностям мы можем определить, что перед нами басня?
- Назовите героев, кто в басне разговаривает? (Свинья, дуб, ворон)
- Кто упрекает свинью? (Ворон, дуб)
- В чем Ворон упрекает свинью? (В том, что она вредит дубу, не замечая, что без этого дуба она не проживет)
- Какое чувство вызывает у читателей свинья? Какие слова использованы для ее описания? (Крылов описывает свинью без симпатии. Свинья глупая, ленивая, невежественная, недалекая, эгоистичная. Она думает только о собственном удовольствии).
- Почему она названа невеждой? В чем разница слов «невежа» и «невежда»? (Заранее подготовленный ученик рассказывает сообщение по словарю Ожегова)
- Давайте рассмотрим иллюстрации к басне художников Г.Куприянова, Е.М.Рачева и А.Лаптевой. Какая вам понравилась больше всего? Почему?
- Многие из вас подготовили иллюстрации к басням. (Дети рассказывают о своих рисунках).
- Где мораль басни? В какой ситуации в вашей жизни вы могли бы употребить эти слова? (Мораль этой басни можно использовать, когда нерадивый ученик не хочет учиться, ругает школу и учебу, но не понимает, что он пользуется тем, что сделано с помощью науки.)
- Ребята, а актуальна ли эта басня в наши дни? Как вы думаете, хорошо быть в роли свиньи? (Нет. Мы обязательно должны учиться)
- В этой басне истинное просвещение противопоставляется невежеству. О невежестве говорит позиция свиньи, которая в безразличии не желает понять, откуда берутся желуди.
- Ребята, вы очень хорошо поработали. А теперь мы немного отдохнем и поиграем в игру «Угадай героя по иллюстрации». (Учитель показывает иллюстрации к басням: «Лебедь, рак и щука», «Ворона и лисица», «Волк на псарне», «Стрекоза и муравей», «Волк и ягненок»). Дети рассматривают иллюстрации, вспоминают строки из этих басен, рассказывают, какие пороки высмеяны баснописцем. -
Игра «Волшебный стул» (Перед детьми два стула – белый и черный. Белый – хорошие качества, черный – плохие. Выходит желающий, садится, например, на белый стул, остальные ребята называют положительные качества, присущие тому, кто сел на белый стул.)
В своих баснях дедушка Крылов высмеивал различные человеческие пороки: жестокость, лень, гордость, высокомерие, хитрость, жадность и многие другие. Давайте подберем к этим словам слова, противоположные по смыслу:
Зло – добро
Лень – трудолюбие
Жадность – щедрость
Трусость – смелость
Равнодушие – отзывчивость
Глупость – ум
Вражда – дружелюбие
Лживость – честность.
Скажите, как вы думаете, с какими качествами человеку лучше жить? Почему?
Рефлексия
- Ребята, обратите внимание на нашу доску. На ней мы видим листы с различными качествами человека. Давайте определим, какие из этих качеств мы хотим взять с собой в жизнь, а какие лучше оставить… (Карточки со словами: зло, добро, лень, трудолюбие, жадность, щедрость, трусость, смелость, равнодушие, отзывчивость, глупость, ум, вражда, дружелюбие, ложь, честность, невежество, жестокость, гордость, высокомерие) (К доске вызываются два ученика. Один из всех предложенных карточек выбирает положительные качества, другой – отрицательные).
Хочется закончить наш урок стихотворением Л.Татьяничевой «Солнечный луч»
По лужам,
По глине вязкой
Солнечный луч шагает.
Весело,
Без опаски
– Как по ковру ступает.
Радостный,
Светлолицый.
Делом хорошим занят.
Грязи он не боится:
Грязь к нему не пристанет!
Я очень надеюсь, что эта грязь вместе с плохими качествами и поступками никогда не пристанет ни к одному из вас. (Учитель раздает детям солнышки).
Домашнее задание: Написать сочинение на тему: «Качества, которые я хотел бы приобрести». |