Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.
Д.И.Фонвизин "Недоросль”.
Цели:
·
развивать навыки самостоятельной работы с
текстом, умение высказывать и аргументировать свое мнение;
·
развивать навыки сравнительного анализа
характеров героев (Швабрина, Гринева, Пугачева, Маши Мироновой);
·
помочь учащимся понять сложность и
многогранность тематики повести;
·
воспитывать способности к нравственному выбору.
Тип урока: обобщение
изученного материала.
Вид урока: урок –
беседа.
Ход
урока
1.
Вступительное слово учителя.
Мы прочли последнее большое
произведение А.С.Пушкина, которое было завершено 19 октября 1836 года. Кому-то
из вас книга показалась сложной, кому-то простой. А все ли так просто в
повести, как кажется на первый взгляд?
Наша задача - разгадать
некоторые загадки "Капитанской дочки”, загадки человеческой жизни, истории, над
которыми размышлял Пушкин в конце своего творческого пути.
2 слайд
2. Проблемные вопросы:
1) Какие
сцены, эпизоды повести запомнились вам больше всего, представляются особенно
яркими?
2) Изменилось
ли ваше отношение к героям повести после разбора произведения или осталось тем
же? Если изменилось, то в чем?
3) Сформулируйте
основную тему произведения. Какие проблемы затрагивает Пушкин в повести?
(Основной темой повести
является народное восстание. В ней ставятся и вопросы внутренней политики,
столкновение дворянства и крестьян. А поскольку это не только историческая, но
и семейная повесть, Пушкин поднимает проблемы, связанные с темой человеческого
счастья, любви, истинного благородства.)
3 слайд
4) Почему
Пушкин именно Гринева делает повествователем?
(Мемуарист Петр Гринев –
истинный дворянин, убежденный противник насильственных потрясений – в то же
время чувствовал себя обязанным рассказать правду о восстании и о его
руководителе Пугачеве. Таким образом, выбор рассказчика продиктован стремлением
Пушкина объективно показать развитие исторических событий.)
5) Как вы
понимаете эпиграф к повести? Что имел в виду поэт, когда говорил о чести?
Только ли верность воинской присяге?
Проблемная
ситуация
4 слайд
Среди предложенных на
карточках слов, с помощью которых описывают обычно характеры людей, выберите
те, которые относятся к Швабрину, Гриневу, Пугачеву.
(Самостоятельная работа в
тетрадях)
5 слайд
Швабрин
|
Гринев
|
Пугачев
|
подлость
|
впечатлительность
|
жестокость
|
предательство
|
смелость
|
великодушие
|
жестокость
|
храбрость
|
смелость
|
властолюбие
|
решительность
|
доброта
|
слабость духа
|
преданность
|
вспыльчивость
|
трусость
|
верность
|
одиночество
|
хитрость
|
искренность
|
властность
|
изворотливость
|
потребность в любви
|
милосердие
|
одиночество
|
прямодушие
|
благодарность
|
6 слайд
6) Почему
Швабрин вызывает наше презрение? Есть ли в его характере хотя бы одно «светлое
пятнышко»?
7) Каких
душевных качеств, в отличие от Гринева, начисто лишен Швабрин?
8) Жаль вам
Швабрина или нет?
9) В
литературоведении высказана мысль о том, что причиной измены Швабрина стала его
страстная любовь к Маше Мироновой, нежелание «уступить» ее Гриневу. Согласны ли
вы с этой мыслью? Свой ответ обоснуйте.
Один из историков,
современников Пушкина, Броневский писал о Пугачеве: «Емелька Пугачев бесспорно
принадлежал к редким явлениям, к извергам, вне законов природы рожденным; ибо в
естестве его не было и малейшей искры добра, того благого начала, той духовной
части, которые разумное творение от бессмысленного животного отличают.
История сего злодея может
изумить порочного и вселить отвращение даже
в самих разбойниках и убийцах. Она вместе с тем доказывает, как низко может
падать человек и какою адскою злобою может быть преисполнено его сердце».
7 слайд
10) Сравните
эту оценку Пугачева с отношением к Пугачеву Гринева.
Что понял и чего не понял
Гринев в Пугачеве и крестьянском восстании?
(Отвечая на этот вопрос,
наряду с другими фактами, припомните калмыцкую сказку Пугачева и слова Гринева
после того, как он ее выслушал.)
11) Иногда
Пугачев ведет себя воистину по-царски. В каком эпизоде находят свое выражение и
его великодушие и душевная широта, и подлинно русский размах?
8 слайд
12) Какие
нравственные открытия приносит Гриневу воспитание жизнью?
13) Как можно
было бы изобразить герб дома Гриневых, учитывая нравственные уроки, которые
преподнесла ему жизнь? (Проверка домашнего задания: уч-ся разделились на три
группы и готовили дома герб семьи Гриневых, в классе защищали его у доски.)
14) А что
увлекает нас в истории любви Маши и Гринева?
Проблемная
ситуация
М.И.Цветаева признавалась, что
Маша Миронова чрезвычайно ее раздражала своими обмороками, слезами, бледностью.
Разделяете ли вы такое отношение к капитанской дочке?
9 слайд
15) Некоторые
литературоведы усматривают в образе Маши Мироновой сходство с женами
декабристов. Есть ли между ними что–то общее, на ваш взгляд?
16) Почему,
по-вашему, повесть, главными героями которой являются Гринев и Пугачев, названа
"Капитанская дочка”? (В чем Маша Миронова проявила себя как подлинная дочь
своего отца?)
(Предполагаемый ответ
учащихся:
Назвав повесть "Капитанская
дочка”, Пушкин привлек внимание цензоров, читателей, критиков к семейной теме
произведения, к любовной линии повести, и "отвлек” от "запрещенной” темы –
восстания Пугачева. Этим Пушкин содействовал появлению повести в печати.
Впервые у Пушкина появилась
героиня, борющаяся за счастье. И эта борьба была лишена эгоистического начала.
Она была достойной дочерью своего отца – преданного солдата и показала силу
характера, спасая Гринева.)
Проблемный
вопрос
Дайте аргументированный ответ,
какая мысль романа вам кажется самой важной и почему.
3. Подведение итогов.
Итак, ребята, роман Пушкина
внешне прост – как наша жизнь. Пушкин помогает понять за внешним, бытовым лицом
жизни – человечную, мудрую суть происходящих событий, разгадать жизненные
загадки.
Какие же загадки мы пытались
сегодня разгадать?
Загадки жанра произведения,
характера героев: Маши Мироновой, Пугачева, Гринева; учились отличать истинное
великодушие от показного, учились видеть настоящую красоту за внешней
простотой.
10 слайд
Таким образом, загадки романа – это загадки жизни, которую Пушкин учит
нас видеть и понимать.