Меню сайта
Категории раздела
Уроки русского языка [65] Уроки литературы [235]
Подготовка к ОГЭ [42] Внеклассные мероприятия по русскому языку и литературе [22]
Теоретические и методические сведения [4] Подготовка к ЕГЭ [12]
Исследовательские проекты учащихся [10] Материалы для самостоятельной работы [67]
Диафильмы [16] Основы смыслового чтения [2]
Мини-чат
Наш опрос
Кому интересен мой сайт? Кто вы?
Всего ответов: 446
Были в гостях
html counterсчетчик посетителей сайта
Статистика

Онлайн всего: 21
Гостей: 21
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Внеклассные мероприятия по русскому языку и литературе

"Доброта человеческая..."
«Доброта – это человеческое качество,
ценнейшее для всех.
Добрый человек уже самой своей добротой
превозмогает все человеческие недостатки»
 
Цель:
1. Познакомить учащихся с личностью Дмитрия Сергеевича Лихачева, подробнее остановившись на биографическом материале.
2. Понять и прочувствовать важность такого человеческого качества, как «доброта».
3. Эстетическое воспитание посредством текстов «Писем о добром» Д.С.Лихачева.
 
Оборудование:
1. Портреты, фотографии Д.С.Лихачева.
2. Фрагменты писем.
3. Выставка книг.
4. Фотографии с видами замка О.Ольденбургской, могилы А.Л.Мазлумова.
5. Выставка детских рисунков.
6. «Волшебное» дерево добрых дел.
7. Семейные фотоальбомы учеников.
 
Ведущий:
Добрый день, ребята. Сегодня мы с вами поговорим о человеке, личность которого приобрела символическое значение. Как сказал выдающийся ученый Сергей Аверинцев: «Вместе с ним уходит эпоха, невосстановимый культурный тип. Увы, таких людей мы больше не увидим». Наш сегодняшний вечер посвящен знаменитому ученому Дмитрию Сергеевичу Лихачеву и его «Письмам о добром». В ноябре Дмитрию Сергеевичу исполнилось бы 100 лет.
Жизнь Дмитрия Сергеевича – это история России. Это человек, которым может гордиться вся страна. Дмитрий Сергеевич – человек высокой нравственной культуры. Личность академика Лихачева является примером служения Родине. Приказом президента Российской Федерации В.В.Путина 2006 год был объявлен «Годом гуманитарных наук, культуры и образования, годом академика Дмитрия Сергеевича Лихачева». Сейчас мы подробнее остановимся на биографии Дмитрия Сергеевича. (Одновременно с рассказом учеников идет показ слайдов под музыку)
 
Детство
 
Ученик 1: Детство мальчика Димы прошло в съемных квартирах. Ежегодно семья Лихачевых снимала квартиру около Мариинского театра. Там родители маленького Димы имели два балетных абонемента. В балет Дима стал ходить с четырехлетнего возраста. У него в театре было свое место.
Все в семье было поставлено на службу балету: главному удовольствию родителей. По вечерам дома семья играла в цифровое лото, в шашки.
Ученик 2: Осенью 1914 года Дима Лихачев поступил в школу – в гимназию Человеколюбивого общества. Родители выбирали не школу, а классного наставника. Это был Капитон Владимирович. Он был строг, представителен, умен и отечески добр, когда это было можно. Отношения у мальчика с одноклассниками не сложились.
Ученик 3: Дима не хотел ходить в школу и даже заболел. Мальчику наняли репетитора. Через год Дима Лихачев поступил в гимназию и реальное училище Карла Мая. Эта школа сыграла большую роль в жизни Лихачева. Класс был разношерстный. Учились вместе сын банкира и сын швейцара. Преподаватели тоже были разные: учитель географии рассказывал о своих путешествиях по России; библиотекарь умела порекомендовать каждому свое. На переменах учителя разрешали играть в шумные игры. На каникулах всей школой выезжали куда-нибудь.
Ученик 4: После революции школа вместе с учениками пережила первые реформы (уроки столярного искусства сменились пилкой дров для отопления школы; девочки и мальчики стали учиться вместе). Диму Лихачева перевели в школу Лентовской. Эта школа была бедна оборудованием и помещениями, но в ней были замечательные учителя. В этой школе поощрялось собственное мнение учеников.
Ученик 5: С 1923 года по 1928 год Дмитрий Сергеевич Лихачев – студент факультета общественных наук Ленинградского государственного университета. Учеба в университете для Лихачева – это бесконечные и очень свободные разговоры. Лихачев заканчивает университет и пишет две дипломные работы. В этом году жизнь Лихачева резко меняется. Кружки закрываются, а их участников обвиняют в контрреволюционной деятельности. Лихачева арестовывают и осуждают на пять лет. Дмитрий Сергеевич попадает в тюрьму, затем в лагерь на Соловецких островах, а потом на строительство Беломоро-Балтийского канала.
Ученик 6: Время в тюрьме Лихачев характеризует как самое тяжелое в жизни. Тем не менее Дмитрия Сергеевича не оставляют духовные интересы. На Соловках впервые обнаружилась способность Лихачева находить в себе силы для активной духовной, интеллектуальной жизни. Позже, в своих рассказах о Соловках, Дмитрий Сергеевич описывает интересных людей, с которыми сидел, рассказывает, чем занимался. Грубость и грязь жизни не ожесточили его и, похоже, делали мягче и отзывчивее. Дмитрий Сергеевич понимает, как дорога ему природа и все живое.
Чтец:
Благодарю, Земля, благодарю
За то, что видел озеро, зарю,
За все вокруг, что знаю, слышу, вижу,
И эти дали светлые твои,
Пока мне хватит крови и любви,
Ни словом, ни поступком не обижу…
Простите нас, деревья и трава!
Мы забываем, повзрослев едва,
Что общим корнем связаны слова:
Народ, и благородство, и природа.
 
Ученик 1: В 1932 – 1935 годах Дмитрий Сергеевич работает в Ленинграде литературным редактором. В 1935 году он женится на Зинаиде Александровне Макаровой, у них в 1937 году рождаются дочки-близнецы Вера и Людмила. С 1938 года Лихачев – научный сотрудник. В 1941 году он защищает диссертацию на степень кандидата филологических наук.
Ученик 2: С осени 1941 году по весну 1942 года Лихачев с семьей находится в блокадном Ленинграде. От гибели в блокаду семья Лихачева во многом спаслась благодаря жене Зине, выстаивавшей страшные очереди за продуктами. И все же в блокаду умирает его отец. О его смерти Лихачев оставил проникновенные, полные печали строки: «Я не плакал об отце. Люди тогда вообще не плакали. Но пока был жив отец, как бы он слаб ни был, я всегда чувствовал в нем какую-то защиту. Он мне всегда был отец, даже тогда, когда ссорился с ним, я всегда чувствовал в нем человека более сильного. Со смертью отца я почувствовал страх перед жизнью. Что будет с нами? Комната отца стояла пустая, пуст был его маленький красный диван, на котором он спал. Осиротела мебель, которую он заботливо покупал когда-то для семьи».
Ученик 3: В 1942 году Лихачев вместе с семьей эвакуируется по Дороге жизни из блокадного Ленинграда в Казань, в том же году получает медаль «За оборону Ленинграда», а в 1946 году награждается медалью «За доблестный труд в Великую Отечественную войну».
 
Жизнь после войны
Ученик 4: Дмитрий Сергеевич Лихачев придавал огромное значение гуманитарным наукам, их общественному значению, их огромной роли в воспитании патриотизма. О необходимости знать и любить историю своей страны, ее культуру говорится во многих статьях Лихачева, обращенных к молодежи. Этой теме в значительной части посвящены «Письма о добром и прекрасном», специально адресованные молодому поколению.
Ученик 5: В 1996 году он награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» 2 степени, в 1997 году ему присуждают премию «За честь и достоинство таланта». Ученик 6: Жизнь Лихачева в зрелые годы не была избавлена от трагедий. В 1981 году погибает в автокатастрофе его дочь Вера. В те же 80 – е у него складываются очень напряженные отношения с партийными властями Ленинграда. Неизвестные поджигают его квартиру, уже очень пожилого человека избивают. Он не ищет ни примирения, ни компромисса.
 
Ученик 1: Дмитрий Сергеевич Лихачев скончался 30 сентября 1999 года. И только после его смерти пришло небывалое общественное признание. В годы своей научной зрелости Д.С.Лихачев был гонимым и мало кому известным ученым-древником (так называли с пренебрежением ученых, занимающихся древнерусской литературой). И только в 80 лет, на закате жизни, многие узнали о его научной и гражданской деятельности. Уйдя из жизни 30 сентября 1999 года, Дмитрий Сергеевич Лихачев остался и в памяти тех, кто его знал лично, и его многочисленных читателей и зрителей «великим островом русской культуры».
 
Ведущий: Дмитрий Сергеевич Лихачев прожил большую, красивую и достойную жизнь. Он сделал очень много доброго для России, для сохранения и развития культуры нашей страны. В памяти людей Дмитрий Сергеевич навсегда останется умнейшим человеком, настоящим гражданином своей страны.
Жизнь Дмитрия Сергеевича была сложной, порой очень тяжелой. Но из всех жизненных ситуаций он выходил с гордо поднятой головой. Не терял веры в жизнь. Непростая судьба не сделала его черствым, а, наоборот, научила делать хорошее, доброе. Сегодня мы прочитаем фрагменты из книги, которую он написал специально для вас, юных читателей. Она называется «Письма о добром».
- Давайте поговорим о памяти. Как вы понимаете слово «память»? (Ответы учеников)
(Зачитывается отрывок из письма № 40 «О памяти»)
«Память – одно из важнейших свойств бытия: материального, духовного, человеческого…
Лист бумаги. Сожмите его и расправьте. На нем останутся складки, и если вы сожмете его вторично – часть складок ляжет по прежним складкам: бумага обладает «памятью»…
По обнаруженной древесине ученые достаточно точно определяют возраст породы. Сложнейшими формами родовой памяти обладают птицы, позволяющие новым поколениям птиц совершать перелеты в нужном направлении к нужному месту. В объяснении этих перелетов недостаточно изучать только «навигационные приемы и способы», которыми пользуются птицы. Важнее всего память, заставляющая их искать зимовья и летовья – всегда одни и те же.
А что же говорить о генетической памяти – памяти, заложенной в веках, памяти, переходящей от одного поколения живых существ к следующим.
Память – это преодоление времени, преодоление смерти».
- Ребята, а как можно сохранить память о тех людях, которых уже нет с нами? (Ответы учеников).
(Зачитывается отрывок из письма № 40 «О памяти»)
««Беспамятный» - это, прежде всего, человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки.
Безответственность рождается отсутствием осознания того, что ничто не происходит бесследно. Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что поступок этот не сохранится в его личной памяти и в памяти окружающих. Он сам, очевидно, не привык беречь память о прошлом, испытывать чувство благодарности к предкам, к их труду, их заботам и поэтому думает, что и о нем все будет позабыто.
Совесть – это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. Но если совершенное не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. Без памяти нет совести.
Вот почему так важно воспитываться в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной. Семейные фотографии – это одно из важнейших «наглядных пособий» морального воспитания детей, да и взрослых. Уважение к труду наших предков, к их трудовым традициям, к их орудиям труда, к их обычаям, к их песням и развлечениям. Все это дорого нам. Да и просто уважение к могилам предков».
- Наверное, у каждого из нас дома есть семейные фотоальбомы. В них отражается память нашего рода, уважение к нашим предкам. Чтить их и помнить – это наш долг. Несколько ребят сегодня подготовили рассказ о своей семье. (Рассказ о жизни по семейным фотографиям двух учеников)
- Хорошо. С семейными фотоальбомами все понятно. Сохранить их мы можем, что и делаем. А как же быть с тем, что часто разрушается, забывается? Вот, например, памятники. Какие памятники есть в нашем районе? (Ответы детей)
В нашем поселке требует сохранения могила выдающегося ученого Аведикта Лукьяновича Мазлумова, замок Ольги Ольденбургской в Рамони (демонстрация фотографий с видами замка, могилы). Сохранить их – наш гражданский долг. Никто этого за нас не сделает. Если мы сегодня сохраним памятники нашего поселка, мы сделаем доброе дело. Ведь это наша история. Каждый уважающий себя человек должен знать историю своей страны, а начинать нужно с Малой Родины. В «Письмах о добром» у Дмитрия Сергеевича Лихачева есть такая мысль: «Небольшой шаг для человека, большой шаг для человечества. Накормить ребенка, перевести через дорогу старика, хорошо работать, быть вежливым – все это просто для человека, но трудно для всех сразу. Поэтому нужно начинать с себя». Давайте прямо сейчас попробуем «сделать» доброе дело – написать на листочках и повесить на наше «волшебное» дерево доброе дело. Это дело должно быть таким, которое мы прямо сейчас можем сделать. (На столах у каждого ученика лежит кленовый лист, на котором нужно записать доброе дело и повесить на «волшебное» дерево).
Посмотрите, как много добрых дел оказалось на нашем «волшебном» дереве.
(Ведущий говорит слова на фоне музыки)
Дмитрий Сергеевич Лихачев прожил долгую и одновременно короткую жизнь. Творческое долголетие Дмитрия Лихачева – явление уникальное и в то же время поучительное. Наша культурная среда порождает немало талантливых ученых. Они авторы новаторских идей, глубоких исследований. Наша наука богата талантами, но в ней не хватает тех, кого можно назвать духовными учителями. Кому можно полностью доверять как нравственному примеру. Авторитет духовного учителя приобрел Дмитрий Сергеевич Лихачев.
Писатель Даниил Гранин так сказал о Дмитрии Сергеевиче: «Он пишет легко, изящно, доступно. В его книгах счастливая гармония внешнего и внутреннего. И в облике его то же самое. К старости четко обозначилось в нем благородство, с каким прожита была его жизнь. Он не похож на богатыря, но почему-то напрашивается именно это определение. Богатырь духа, прекрасный пример человека, который сумел осуществить себя. Жизнь его расположилась по всей длине 20 века. От начала до завершения. Придут ли еще такие люди, не знаю, боюсь, что не скоро. Печально оттого, что долгие богатырские его усилия не смогли остановить растущей кругом злобы, хамства, безнравственности.
У него много учеников, его любят сотрудники, к нему тянутся люди. Казалось бы, жизнь удалась. Есть признание, слава, удовлетворение. Печально оттого, что жизнь наша перестает рождать таких людей. Они становятся исключением, чем-то странным, из ряда вон выходящим. Они уйдут в прошлое, никого не оставив вместо себя».
Ребята, в заключение нашего разговора хочется вернуться к нашему эпиграфу: «Доброта – это человеческое качество, ценнейшее для всех. Добрый человек уже самой своей добротой превозмогает все человеческие недостатки». Я думаю, что нам с вами сегодня удалось выяснить и понять, что, действительно, добрым человеком быть хорошо, доброму человеку жить проще и легче, доброта превозмогает все человеческие недостатки. Примером абсолютно доброго, честного человека служит Дмитрий Сергеевич Лихачев. Всей своей жизнью, поведением, трудами, действиями он показал, что нельзя ожесточаться, нужно оставаться добрым в любой ситуации.
Ребята, дома вы подготовили рисунки на тему «Добрые дела». Давайте обратимся к ним. (Путешествие по выставке рисунков. Защита-объяснение рисунков учащимися.)
Можно рисовать огромное количество добрых дел, а можно начинать их делать, не откладывая. Постарайтесь уже сегодня сделать для своих близких что-нибудь доброе.
Категория: Внеклассные мероприятия по русскому языку и литературе | Добавил: tshepelenko (29.01.2011) | Автор: Шепеленко Татьяна Анатольевна E W
Просмотров: 4897 | Комментарии: 1 | Теги: о доброте, Дмитрий Сергеевич Лихачев, литературно-музыкальная композиция | Рейтинг: 5.0/8
Всего комментариев: 1
1 tagira  
0
Замечательные мероприятия.Спасибо Вам!

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Проверка слова
Словари русского языка
www.gramota.ru
Прогноз погоды
Друзья сайта
  • Ucoz - бесплатный конструктор сайтов
  • Федеральный институт педагогических измерений.
  • Сайт Голдиной Л.В.
  • К уроку.ру
  • Педсовет.орг
  • Открытый класс
  • Кулинарные рецепты