Презентация
Фразеологические
обороты обогащают язык, делают речь яркой, образной, меткой.
Русский язык
очень богат фразеологическими оборотами. И сегодня мы с вами в этом убедимся.
Достаточно взять простое слово рука. Фразеологизмов, в которых встречается это
слово, больше пятидесяти: рука об руку, рукой подать, быть под рукой, носить на
руках, держать в руках, ухватиться обеими руками, золотые руки, подвернуться
под руку и др.
1 конкурс «Загадки-складки»
На экране
учащимся демонстрируются четверостишия. Их задача – разгадать последние слова
(если называют правильно – получают фразеологизм).
1. Дружнее
этих двух ребят
На свете не
найдёшь.
О них обычно
говорят:
Водой …
2. Мы исходили
городок
Буквально …
И так устали
мы в дороге,
Что еле …
3. Товарищ
твой просит украдкой
Ответы списать
из тетрадки.
Не надо! Ведь
этим ты другу
Окажешь …
4. Фальшивят,
путают слова,
Поют кто в
лес, …
Ребята слушать
их не станут:
От этой песни
…
2 конкурс «Подбери фразеологизм»
Представляется
таблица со свободными сочетаниями слов. Задача учащихся – вычленить из данных
предложений слова и словосочетания и составить с ними фразеологизмы.
Свободные сочетания
|
Фразеологизмы
|
1. Разграфите лист сначала
вдоль, а затем поперёк.
|
Вдоль и поперёк
|
2. Я не нашёл себе места и стал
в проходе.
|
Не находить себе места
|
3. Эта деревня не за горами, а
вон за тем лесом.
|
Не за горами
|
4. Не разгибая спины, поднимите
руки повыше вверх.
|
Трудиться не разгибая спины
|
5. В двух словах он допустил
три ошибки.
|
В двух словах
|
6. Ни днём, ни ночью гости не
приехали.
|
Ни днём ни ночью
|
7. За едой малыш прикусил язык
и заплакал.
|
Прикусить язык
|
8. Я подхватил упавшего ребёнка
и осторожно поставил на ноги.
|
Поставить на ноги
|
3 конкурс «Замени одним словом».
Задача
учащихся – заменить фразеологизм одним словом.
1. Кот наплакал – мало
2. Развесить уши - слушать
3. Как снег
на голову - неожиданно, внезапно
4. Плевать в
потолок – бездельничать
5. Зарубить на
носу - запомнить
6. Бить
баклуши – бездельничать
7. Обвести
вокруг пальца - обмануть
8. Сидеть
сложа руки – бездельничать
9. Навострить
лыжи – убежать
10. Не ударить
в грязь лицом
4 конкурс «В двух словах».
Вы хотите,
чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, как говорят, затаив дыхание? В
таком случае, учитесь употреблять в своей речи меткие, краткие и образные
выражения – фразеологизмы. Перед вами описания различных случаев из жизни.
Внимательно их прочтите и попытайтесь подобрать фразеологизм, который бы кратко
и образно выразил основной смысл описанного.
1. Дядя Миша
умеет всё: он и на гитаре играет, и рисует хорошо, и сотовый телефон может сам
починить. Как можно назвать дядю Мишу? (Мастер на все руки)
2. Петя со
своими родителями целый день трудился: копал землю, помогал маме сажать цветы,
обрезал с папой деревья. Он очень устал и вечером быстро заснул. (Спать без
задних ног)
3. Егор
напроказничал, но каким-то образом остался безнаказанным, уклонился от
наказания. Как говорят об этом? (Выйти сухим из воды)
4. Но проделки
Егора не должны остаться без наказания. Мы раскроем его проделки и расскажем о
них всем. (Вывести на чистую воду)
5 конкурс «Рисунки-подсказки»
Вниманию
учащихся представляется изображение какого-либо предмета. Они должны вспомнить
как можно больше фразеологизмов, в которых эти предметы упоминаются.
1. Рука
- Живу – рукой
подать
- Правая рука
– помощница
- Давать волю
рукам
- На руках носить
- Руки чешутся
- Рука об руку
- Быть под рукой
- Держать в руках
- Не покладая рук
- Ухватиться обеими руками
- Рука руку моет
- Золотые руки
- Чужими руками жар загребать
- Руки не доходят
- Греть руки
- Попасть под горячую руку
- Как рукой сняло
- Рука не поднимается
2. Голова
- Ветер в голове
- Вылетело из головы
- Голова идет кругом
- Давать голову на отсечение
- Как снег на голову
- Морочить голову
- Не сносить головы
- Осмотреть с головы до ног
- Очертя голову
- По головке не погладят
- С больной головы на здоровую
- С ног на голову
- Сломать голову над задачей
- Сломя голову
3. Ухо
- Держать ухо востро
- Навострить уши
-Не
видать как своих ушей
- Погрузится во что-то по уши
- Покраснел до ушей
- Развесить уши
- Слушать во все уши
- Слушать вполуха или слушать краем уха
- Уши вянут
- Уши режет
4. Зуб
- Быть в зубах
- Вооруженный до зубов
- Заговорить зубы
- Зуб за зуб
- Зуб на зуб не попадает
- Зуба дать
- Зубом есть
- Зубы скалить
- Зубы съесть
- Зубы чесать
- На зуб попробовать
- Не по зубам что-нибудь кому-нибудь
- Нечего на зуб положить
- Ни в зуб ногой
- Поглядеть кому в зубы
- Поднять на зубка
- Показывать зубы
- Положить зубы на полку
- Сквозь зубы говорить
- Стиснуть зубы
- Точить или иметь зуб на кого-нибудь
5. Язык
- Бежать высунув язык
- Держать язык за зубами
- Длинный язык
- Как корова языком слизала
- Найти общий язык
- Наступить на язык
- Повесить язык на плечо
- Попасть на язык
- Прикусить язык
- Развязать язык
- Распускать язык
- Типун тебе на язык
- Тянуть за язык
- Укоротить язык
- Чесать язык (чесать языком)
- Чесать языки
- Чёрт дёрнул за язык
- Язык без костей
- Язык заплетается
- Язык к гортани прилип
- Язык проглотить
- Язык хорошо подвешен
6. Нос
- Бурчать под нос
- Водить за нос
- Задирать нос
- Зарубить на носу
- Клевать носом
- Любопытной Варваре на базаре нос оторвали
- На носу
- Не видеть дальше собственного носа
- Не совать нос не в свое дело
- Нос по ветру держать
- Нос повесить
- Остаться с носом
- Под самым носом
- Показывать нос
- С гулькин нос
- Совать свой нос в чужие дела
- Уйти с носом
- Утереть нос
- Уткнуться носом
6 конкурс «Назови фразеологизм»
На слайде
демонстрируется иллюстрация фразеологизма. Задача учащихся – назвать
фразеологизм.
- Белая ворона
- Браться за
ум
- Быть на
седьмом небе
- Вертеться
как белка в колесе
- Взять быка
за рога
- Вилами на
воде писано
- Витать в
облаках
- Глаза
разбегаются
- Два сапога
пара
- Держать ухо
востро
7 конкурс «Лото»
Учителем заранее готовится 12 таблиц (каждая с четырьмя клетками) и 48
карточек. На таблицах записываются предложения с выделенными словами, а на
карточках – фразеологизмы, соответствующие выделенным словам. Участникам игры
раздаются таблицы. Учитель читает вслух фразеологизмы. Тот, кому подходит
названный фразеологизм для замены выделенных слов, берет карточку, читает вслух
своё предложение и заменяет выделенные слова подходящим фразеологизмом. Затем
он закрывает карточкой соответствующую клетку таблицы. Выигрывает тот, кто ни
разу не ошибся в выборе фразеологизма и раньше всех закрыл все клетки своей
таблицы. (Материал для конкурса в приложении 1). |